Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть
    Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю

    Мир потерял великую балерину — Екатерину Максимову

    Мир потерял великую балерину - Екатерину Максимову. Фото: DMITRY KOSTYUKOV /AFP /Getty ImagesМир потерял великую балерину - Екатерину Максимову. Фото: DMITRY KOSTYUKOV /AFP /Getty Images"Мир потерял великую женщину", - сказал заместитель главного редактора журнала "Балет" Сергей Коробков.
    Сама Екатерина Максимова в интервью радиостанции «Эхо Москвы» так определяла свое отношение к балету и театру: «Большой театр сегодня, это мои ученики. И вот жизнь поменялась.
    Я была на сцене, теперь я, так сказать, за кулисами с моими учениками. Но, вы знаете, это очень трудная жизнь, очень трудная. Вы знаете, это столько отнимает сил, столько какой-то энергии, нервов, всего, что, в общем, это...
    Мы все время с Володей говорили, что вот мы закончим танцевать, вот мы будем свободными людьми, и нам хотелось очень много ну, вот в жизни, то, что мы не успевали пока... не могли себе позволить, пока танцевали. Вот мы будем путешествовать, мы будем ездить, мы будем, ну, не знаю, заниматься вот какими-то такими проблемами то, что нам хотелось, то, что мы любим...", передает Эхо Москвы.

    1 февраля 2009 года балерина отметила свой 70-летний юбилей. В те дни она дала одно из своих последних интервью. Вести.Ru

    - Екатерина Сергеевна, почему первое, что бросается в глаза, - вас назвали "Мадам "нет"?

    - Наверное, это в силу моего характера, в силу моей неуверенности. Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: "Нет, я этого не смогу". Слава Богу, что вокруг меня были люди, которые вселяли в меня эту уверенность, заставляли меня что-то делать и поверить в себя. И вот тогда что-то рождалось.

    А рождалось большое искусство Максимовой в Московском хореографическом училище, когда еще десятилетняя Катя попала в руки к замечательному педагогу, в прошлом приме-балерине Мариинского театра, Елизавете Павловне Гердт. На кадрах хроники у станка - юная Катя.

    "Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, - это счастье", - признается народная артистка СССР Екатерина Максимова.

    В репетиционном зале она встретилась с человеком, с которым связала всю свою жизнь. Володя Васильев. Пройдет всего несколько лет, и он станет одним из первых танцовщиков советского балета.

    Елизавета Гердт, Володя Васильев и, конечно, мама - это и есть те люди, которые заставили Максимову поверить в себя, чтобы так блистать на сцене.

    Едва ли не первый спектакль - и большая роль вместе с Васильевым. Необыкновенно красивая пара. Они выбрали друг друга на сцене и в жизни - рука об руку уже почти 50 лет!

    "Госпожа Максимова хорошенькая и очень женственная" - так о ней в начале 60-х писала восторженная западная пресса, когда Большой выезжал на гастроли. Европа, Азия, Америка, Австралия - она исколесила весь мир. Но вначале - ежедневное преодоление себя, физическая боль, отказ от детских забав. Наряды и даже пуанты - все самой приходилось доводить до ума, не то что теперь.

    Но помимо упорства и характера - атмосфера в доме. Семья. Невероятно широкий круг общения, в том числе и с великими актрисами. Кате досталась одна из реликвий русского театра.

    - Правда, что у вас сохранилось зеркало Веры Комиссаржевской?

    - Правда!

    - Оно живо?
    - Живо. Если вы посмотрите фильм "Галатея", то я там все время с веером. Это тоже веер Комиссаржевской.
    Но был в жизни Максимовой еще один наставник, учитель и друг - непревзойденная Галина Уланова. Именно она выпускала на сцену молодую Катю. Она передала ей, как потом напишет сама Галина Сергеевна на памятной статуэтке, "все, что у нее было".

    - А что у вас осталось от Улановой?

    - Все. Вся моя творческая жизнь и человеческая. Потому что для меня мнение Галины Сергеевны было очень значимым во всем.

    Долгие годы, пока не передала в музей, Екатерина Максимова хранила у себя подаренный Улановой молоточек. Оказывается, тогда это был рабочий инструмент балерин.

    - Мы танцевали уже в размятых туфлях, чтобы, не дай Бог, не стучало. Поэтому я их сверху разбивала молоточком.

    - Это же невероятно тяжело - на пальцах?!
    - Да, это тяжело. Это больно.
    - А возникало желание бросить?
    - Балет?! Знаете, оно у меня возникало каждое утро. Когда я просыпалась, то говорила: "Господи, зачем мне это надо?!" Я вставала, и нужно было идти в класс.

    Она так и не может сказать, когда к ней пришли признание и слава. Кажется, эти два слова ее раздражают. Удивительное для такой женщины обаяние скромности.

    - Вы тщеславный человек?

    - Нет.
    - Столько десятилетий в лучах славы...
    - Как бы ее пощупать, эту славу?..

    Но ее слава - это "Щелкунчик", "Жизель", "Золушка", Китри из "Дон Кихота", Джульетта, Анюта - всего не перечислить. И каждой роли она отдавала всю себя.

    "Каждый спектакль - полет, - признается великая балерина. - Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, ты где-то за кулисами стоишь и думаешь: "Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!" И вот музыка играет - ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене".

    Но чего стоила эта невероятная легкость в "Галатее"?! Тяжелая травма позвоночника. Врачи сомневались, будет ли ходить. А она вышла на сцену.

    Как когда-то Уланова, теперь она, Екатерина Максимова, наставляла своих учеников, звезд Большого. Марьяна Рыжкина, Анна Никулина и, конечно, Галина Степаненко - пришло их время блистать на сцене. Правда, время меняется, и современный балет стал другим.

    - Мы никогда не поднимали так ноги, никогда так не прыгали, не делали столько пируэтов. Может быть, где-то даже с точки зрения чистоты танца, - рассказывает Екатерина Максимова.

    - Что это значит? Сейчас танцуют изящнее?

    - Нет, они танцуют сильнее, крепче, техничнее.
    Как в спорте. Лучше стал результат, говорит Максимова. Но еще так много нужно успеть вложить в своих учеников. "Чтобы у них душа пела. Чтобы они каждую роль проживали. Ноги должны "говорить", руки должны "говорить". Не просто так делать какие-то позиции - это должно быть говорящим", - отметила Екатерина Максимова.

    Она блистала и царствовала на сцене невероятно долго для балерины - больше 40 лет. Но и сегодня продолжает служить в Большом, в который пришла после училища в 1958 году, уже более полувека назад.

    - Вы счастливый человек?

    - Не знаю. В принципе, наверное, счастливый. Хотя было очень многое в жизни. Я нормальный человек, причем какой-то очень земной.
    - А для вас танец - это что?
    - Это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое... Словами можно сказать: "Я тебя люблю". И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк.

    Это и есть великое искусство танца - передать то, что невозможно выразить словами. Вероятно, в том числе и поэтому она так не любит давать интервью, сообщают Вести.Ру.


    Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

    Вас также может заинтересовать:

  • Фотообзор: Благотворительный семейный вечер «Подари детям сказку»
  • Будьте соучастниками благого дела
  • Россияне не верят в грядущую победу над коррупцией
  • Сезон спячки закончился, начинается сезон охоты
  • Начальник ОВД «Царицыно», расстрелявший посетителей супермаркета, и ранее проявлял агрессивность

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма
  • Наш канал в телеграм

  • Top