Как выбрать стиль?

The Epoch Times08.05.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39

«Показательный бросок». Фото: Getty Images


«Показательный бросок». Фото: Getty Images
Если вы или ваш ребёнок хотите начать заниматься боевыми искусствами, но не совсем уверены, какая именно школа для этого лучше подходит, то вам будет полезна эта информация.

Все школы боевых искусств принято делить на внутренние и внешние, мягкие и жёсткие, спортивные, боевые и условно боевые, на традиционные, синтетические и личные. Но начнём по порядку.

Первое и главное (по смыслу) – это разделение стилей на внутренние и внешние. Внешние школы путём изнурительных физических тренировок и спаррингов закаляют личность ученика в соответствии со стандартами данной школы. А во внутренних ученик сам меняет своё мировоззрение в соответствии с принципами данной школы, которые он познал и принял как руководство своей жизни.

И в тех, и других школах есть свои плюсы и минусы. Так, чтобы стать настоящим мастером внешней школы, желательно начинать тренировки с детства, а во внутренних школах время начала работы над собой такой определяющей роли не играет. Правда, некоторые мастера придерживаются мнения, что сначала желательно позаниматься лет десять в хорошей внешней школе, а потом уже переходить к работе во внутренней.

Есть и промежуточный вариант – школы, которые совмещают в себе черты и внешних, и внутренних стилей. Например, стиль Миньмэнь (Узкие врата) из Ушу. Там на первых ступенях идёт внешняя работа с постепенным добавлением внутренней.

Далее. И внешние, и внутренние школы бывают жёсткими или мягкими. Например, каратэ («пустая рука») – типично жёсткая внешняя школа, дзюдо («путь гибкости») – внешняя мягкая, а Синь И («направленная воля») – жёсткая внутренняя школа. Говорить о различии мягкого и жёсткого здесь мы не будем, ибо ничего нет труднее, чем описывать общепонятные вещи. Разве что напомним, что дзюдо подобно прогибающейся под весом снега ивовой ветви, а один из патриархов окинавского каратэ советовал своим ученикам в поединках представлять, что вместо рук у них стальные мечи.

Продолжаем нашу квалификацию. Разделение на боевые и спортивные школы весьма чёткое, хотя бывает и так, что боевые школы становятся со временем чисто спортивными. Это вполне объяснимо, ибо спорт – это соревнования, призы, Олимпийские игры, наконец. Большинство школ боевых искусств в нашей стране либо чисто спортивные, либо, как Русский рукопашный бой, например, имеют в своей структуре спортивный раздел.

Как вы, возможно, уже догадались, спортивными могут быть, как жёсткие, так и мягкие внешние школы. Что касается внутренних школ, то тут вопрос сложный. С одной стороны, их ученики вполне могут принимать участие в соревнованиях, но самое главное, что есть в этих школах, – внутренняя работа – не является объектом оценок жюри.

Различие же между боевыми и условно боевыми школами уже не столь очевидно. Вернее, оно-то как раз очень очевидно, но только не для тех, кто выбрал такую условную школу, свято веря в её боевую принадлежность. Учитывая деликатность этой темы, мы здесь не будем приводить примеров условных школ. Скажем только, что и от них есть своя польза. Например, ими очень любят заниматься люди, которых не интересует спортивный аспект, кто хочет заниматься исключительно «для себя», но не более двух-трёх раз в неделю. Большим плюсом таких школ являются оздоровительный эффект и малая травматичность.

И наконец, мы подошли к традиционным и синтетическим школам. Традиционные, как внешние, так и внутренние, это школы, либо имеющие многовековую историю, либо имеющие не менее древнюю предысторию. Под предысторией мы подразумеваем случай, когда мастер одной традиционной школы создавал на её основе свой стиль. Так, Ван Лан создал свой стиль Богомола на основе шаолиньской техники (с добавлением 17 техник других школ), а потом уже на этой основе его последователями были созданы несколько различных жёстких и мягких богомольских стилей.

Синтетический стиль – это стиль, созданный из нескольких разных школ, но в нём не были сохранены традиции их обучения. Иными словами такие стили можно назвать рукопашным боем.

Есть ещё личные стили, которые мастера продолжают создавать до сих пор. Раньше любому новому стилю требовалось время, чтобы доказать свою жизнеспособность, или наоборот, исчезнуть в безвестности. В современном мире с его быстрым темпом информационного обмена и отсутствием смертельных поединков, да и просто поединков между учениками разных стилей, о новой школе можно объективно судить разве что по высказываниям мастеров.

Например, созданный Брюсом Ли стиль Джит-кун-до. Многие мастера вообще не признают его настоящей школой, а считают просто усложнённой системой уличной драки. Такие системы, оторванные от своих традиционных корней, не могут похвастаться даже оздоровительным эффектом, который свойственен традиционным школам, создаваемым веками.

Однако есть и удачные примеры. Сегодня существует Всемирный Совет Гранд-мастеров, который официально может оценить новую школу. Так, в 1998 году Совет сертифицировал РОСС (Российскую отечественную систему самозащиты) введя её основателя Ретюнских Александра Ивановича в Совет клуба, с присвоением звания Гранд-мастер РБИ – РОСС (титул Гранд-мастера присваивается только основателю нового стиля боевого искусства).

Кстати, РОСС, как и все русские стили, относится к внешним мягким школам.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА