Семена надежды

The Epoch Times14.05.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39
Борис Скрябин из Липецкой области получил премию на конкурсе за работу «Солдата расстреляли, семью сослали…».  Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Борис Скрябин из Липецкой области получил премию на конкурсе за работу «Солдата расстреляли, семью сослали…». Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Участники церемонии награждения победителей X Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников.  Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Участники церемонии награждения победителей X Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Участники церемонии награждения победителей X Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников.  Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Участники церемонии награждения победителей X Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Участники церемонии награждения победителей X Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников.  Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
Участники церемонии награждения победителей X Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха
История двадцатого века, пожалуй, самая страшная и кровавая. Столько безвинно загубленных, навеки сгинувших, забытых жизней не знала еще история человеческая. Статистика говорит о двадцати, тридцати миллионах жертв во времена сталинских репрессий. Страна, государство может предать забвению события тех времен, переписать историю, придать ей иную окраску и содержание, но каждая отдельно взятая семья – нет. Ибо связь времен осуществляется через память поколений, которая передается в семье от старшего к младшему, сохраняя преемственность.

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения РГГУ, Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева вот уже десять лет организовывают и проводят Всероссийский исторический конкурс на тему: «Человек в истории. РОССИЯ – ХХ ВЕК». Большинство участников конкурса – подростки из небольших городов, поселков и деревень. Школьники собирают устные и письменные свидетельства жертв сталинизма, работают над документами, найденными в частных и государственных архивах. В мае этого года авторов 40 лучших работ пригласили в Москву для подведения итогов конкурса и награждения победителей.

Мы попросили участницу конкурса из Каменского района Пермской области Майорову Ксению рассказать читателям газеты «Великая Эпоха» о том, как она готовилась к конкурсу.

К.М.: Я назвала свою работу «Наш паровоз вперед летит», потому что для меня образ 20 века – образ поезда, под стук колес которого смешалось все: страдания, горечь, обиды и слезы спецпереселенцев. Поезд, который должен был привезти советский народ к светлому будущему – коммунизму, на самом деле принес народу только горе.

Я, прежде всего, прониклась глубоким чувством сострадания, когда начала изучать материалы. Какие страшные вещи происходили на моей родине! Очевидцы нам рассказывали, как в 30-е годы с вокзала Каменского района, где я проживаю, непрерывно везли людей к местам заключения и высылки. Местным жителям не разрешалось близко подходить к вокзалу. Все было настолько засекречено, что никто ничего не знал, кто были эти люди, и куда их везут. В архивах мы нашли повагонные списки на 26 листах с описью НКВД, в которых значились имена людей, проходивших через нашу железнодорожную станцию.

Мы еще нашли документы на 2668 односельчан, раскулаченных и высланных из нашей деревни. Хотя, как мы доказали позднее, так называемых «кулаков», то есть собственников, на селе было всего 0,7%.

Очень важно было найти свидетелей тех событий. При опросе жителей села были и такие отзывы: зачем мол, ворошить прошлое. Мы видели людей, которые до сих пор боятся сталинизма, даже дверь от страха нам не открывали. Они кричали нам из-за закрытых дверей: «А вдруг вы меня арестуете?» Нашими усилиями администрация Каменки разрешила повесить мемориальную доску жертвам сталинских репрессий. Совместно с архитектором мы разработали вот такой проект.

— Похоже, что ты очень счастлива участвовать в конкурсе?

К.М.: Я помню слова Аристотеля: «Город – это единство непохожих». На этом конкурсе мы собрались такие все непохожие из разных сел и городов. У нас разные темы работ, но нас сегодня здесь объединяет дух, дух исследования, дух поиска, дух ожидаемого результата. Я счастлива тем, что участвую в этом конкурсе, счастлива, что в моих работах нашли что-то интересное и значимое для людей. Счастлива, что могу быть полезной людям и донести до них правду о преступлениях коммунизма хотя бы на примере нашего села.

Слушая взволнованный рассказ юной конкурсантки, мне вспомнились стихи армянского поэта, художника и мыслителя, обладателя Золотой Пушкинской медали Ашота Сагратяна.

Вникнуть в сердце, в душу, в суть бы…
Вся деревня на погост:
Заколоченные судьбы
Да бурьян, рванувший в рост.
Волчий вой надежды студит.
Беспризорная страна
Разорённая безлюдьем
Неземная тишина.

По словам организаторов конкурса, связь времен восстанавливается, и в этом глубокий смысл замечательного проекта «Человек в истории. Россия – ХХ век». Погружаясь в семейную память, юные авторы на самом деле начинают осознавать важность передачи трагического опыта, ценность родственных отношений.

Второй участник конкурса, Борис Скрябин из Липецкой области, написал о солдате Иване Пикалове, которого расстреляли за то, что был признан изменником Родины. Его работа так и называется «Солдата расстреляли, семью сослали…»

— Борис, расскажи, пожалуйста, почему из многих судеб ты выбрал для своего исследования именно историю солдата?

Б.С.: Меня потрясла бесхитростность услышанной истории и чудовищные последствия одного поступка. Во время войны в составе действующей армии Иван Пикалов проходил мимо своей деревни, оккупированной немцами. Он обратился к командиру с просьбой отпустить его на один вечер домой, чтобы навестить свою семью. Его не отпустили, и тогда он ушел самовольно. А когда вернулся в часть, его объявили изменником Родины за то, что он находился на территории врага. Его расстреляли, а семью с двумя меленькими детьми выслали в Новосибирскую область, где они прожили 6 лет. Домой мать вернулась только с Валентином, второй сын умер там. При возвращении домой им негде было жить, так как их дом занял милиционер. Тогда мать оставила сына родственникам и отправилась на заработки за 50 километров от дома. Позже смогла забрать сына Валентина к себе. Матери уже не было в живых, когда Борис нашел семью Ивана Пикалова.

Все это ему рассказал сын фронтовика Валентин. Он предоставил Борису семейный архив из фотографий и коротких записок, сохранившихся на листочках. На них, будучи ребенком, не осмысляющим жизнь, он описал события тех времен. Например, до сих пор хранится клочок бумаги, на которой выведено детской рукой «Дедушка умер 21 января 1942 года. 40 дней. Нас забрали из дома 10 апреля 1948 года». Про своего брата он оставил запись: «Леня умер 14 декабря 1947 года. В Чите болел 2 дня: 18 декабря заболел, а 19 декабря умер, схоронили».

К фотографиям были приложены: приговор Военного трибунала, согласно которому был расстрелян Иван Пикалов, справки о реабилитации и другие документы из семейного архива.

— Что нового открылось для тебя в процессе исследовательской работы?

Б.С.: После того как я поговорил с сыном Ивана Пикалова, я был потрясен: как ребенок, не осмысляющий жизнь, мог в трех словах передать трагизм того времени. На вопрос, что он чувствует, когда вспоминает о событиях тех далеких времен, он ответил, что сейчас он всех простил. У Валентина в душе уже нет обиды на тех людей. Все ушло в прошлое, стало историей. Надо жить настоящим и будущим и идти дальше. «Но я хочу сохранить то, что невозможно отнять – память, а значит семейные узы, поэтому сохраню для потомков все эти документы», – сказал ему Валентин на прощение.

Голос Бориса Скрябина передавал волнение, которое он испытал от погружения в семейную память другого человека.

О значении человеческих связей очень хорошо сказал в своем романе «Жизнь и судьба» Василий Гроссман. Премия имени Гроссмана была на этом конкурсе учреждена Исследовательским центром «Жизнь и судьба» (Италия, Турин):

«…в этой неясности, в этом тумане, горе и путанице и есть ответ, и ясность, и надежда… и хотя они знают, что в страшное время человек уже не кузнец своего счастья, и мировой судьбе дано право миловать и казнить, возносить к славе и погружать в нужду, и обращать в лагерную пыль, но не дано мировой судьбе, и року истории, и року государственного гнева, и славе и бесславию битв изменить тех, кто называется людьми, и ждет ли их слава за труд или одиночество, отчаяние и нужда, лагерь и казнь, они проживут людьми и умрут людьми – и в том их вечная горькая людская победа над всем величественным и нечеловеческим, что было и будет в мире, что приходит и уходит».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА