Что понимают под словом «секта»?

The Epoch Times17.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:28

Что понимают под словом «секта»?


В законодательстве Российской Федерации
не существует такого понятия как «секта». Неоправданное использование данного
термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам
журналистской этики. Однако в России набирает обороты движение сектоборцев,
представители которого проникают в государственные структуры и проводят
«научные» конференции, одна из которых начинает свою работу в С.-Петербурге под
эгидой международной
анти-культистской структуры FECRIS.

Проблема, побудившая нас осуществить данное небольшое исследование,
обусловлена несовпадением между научным смыслом данного понятия в
узкоспециальной литературе и широкой практикой его употребления в СМИ. Дело в
том, что в настоящее время слово «секта» как в русском языке, так и в западных
языках, таких как французский или немецкий, носит при употреблении ярко
выраженную отрицательную окраску. Отмеченное несовпадение находит подтверждение
и в справочной литературе. Так, Википедия (популярный справочно-информационный
ресурс сети Интернет) определяет секту (от лат. secta – учение,
направление, школа) как религиозную группу, общину или другую подгруппу,
отколовшуюся от господствующего религиозного направления. В.И. Даль определил
слово «секта» как братство (франц.), принявшее своё, отдельное ученье о вере; а
также, во втором значении, как согласие, толк, раскол или ересь. Д.Н. Ушаков
определил слово «секта» в первом значении как религиозное сообщество, состоящее
из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение; и
во втором значении как отгородившуюся от общения с другими группу лиц, замкнувшуюся
в себе. При этом во втором случае подчёркивается негативное отношение людей к
отмеченной группе лиц.

В Большом юридическом словаре слово «секта» определено
как отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания
группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных
догматов, обрядов, поучений и т.п.
Рассмотрим четыре
относительно обособленных области употребления понятия «секта».
1.Термин
секта: история религии и богословия.

Понятие
секты изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических,
философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте ещё в
дохристианскую эпоху.

В раннехристианскую эпоху оно уже стало обозначать ложное
учение, отколовшееся от основной общины.
Анализ
истории религии позволяет согласиться с тем, что в качестве основной
особенности сект по сравнению с другими религиозными организациями является их
молодой возраст. Как правило со временем секты или исчезают, или превращаются в
полноценные религиозные организации или духовные движения. Понятие «секта»
редко используется по отношению к религиозным организациям, существующим более
100 — 200 лет.

Отдельно
следует отметить, что, как упоминается в работе Т.В. Ермаковой и Е.П.
Островской, такое разделение характерно прежде всего для христианства, за
пределами которого по-иному используется и термин секты и церкви. Если в
христианстве «секта» часто употребляется как синоним ереси или же близкое ей
понятие (организация сторонников определённой ереси), то в этом смысле в
буддизме отсутствуют сектантские движения.

Так, в период, предшествовавший
письменной фиксации буддийского канона, когда в рамках единой буддийской
духовной традиции оформляются первые школы и направления, в специальной научной
литературе эти школы часто именуются «сектами». Однако в данном случае слово
«секта» никоим образом не связано с понятием ереси. Для буддистов еретики
(тиртхики) – это последователи иных, небуддийских, религиозных доктрин, а любая
школа, причислявшая себя к буддийскому вероучению, полностью признавала Слово
Будды[i].

В более
широком историческом контексте, включая и настоящее время, справедливо отметить,
что в работах, посвящённых буддизму, где слово «секта» употребляется достаточно
часто, оно не имеет негативного оттенка и означает самостоятельные течения в
буддизме, то есть является аналогом слова «школа».

Негативный
смысл появляется, когда имеет место словосочетание «синкретическая секта» и
когда авторы полагают, что синкретические религиозные школы, использующие
буддийскую терминологию, искажают принципиальные основы буддизма.
2. Понимание, характерное для истории
развития российского общества.

История
отношения в России к термину «секта» в досоветский период (начиная с Раскола) характеризуется
правовым закреплением негативного понимания гражданами анализируемых с
использованием данного термина явлений. Не вдаваясь в детали, достаточно
отметить уже то, что на начало прошлого века существовало четыре градации сект,
в соответствии с которой само участие человека в некоторых из них (например,
принадлежность к скопцам) преследовалось лишением свободы.

Основным критерием
выступали вероучительные отличия. В подавляющем большинстве случаев речь шла о
христианских организациях. Поэтому, если для организации был характерен более
или менее выраженный доктринальный конфликт с православием, а тем более имели
место обвинения в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным
истокам, то на том или ином историческом этапе соответствующая группа лиц
подпадала под понятие секты (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.). В то же
время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические
православные юрисдикции как правило не именовались сектами, поскольку
вероучительно ничем не отличались от других православных церквей.

3. Современные
религиозная и научная сферы употребления понятия секты.
Реабилитация
слова «секта» в России, сопровождающее послереволюционные меры по
стимулированию развития преследуемых царской Россией религиозных организаций,
закончилась по отношению к ним массовыми репрессивными мерами[ii] в
конце 30-х годов.
Исследование
позиций различных специалистов позволило прийти к заключению, что сегодня термин
«секта» вызывает у «среднестатистического» обывателя негативные ассоциации и обычно используется в
унижающем смысловом контексте (в отношении того объединения лиц, о котором идёт
речь). Аналогичное замечание справедливо и по отношению к таким производным от
этого термина словам, как «сектант», «сектантство» и «сектантский».

В
силу отмеченной смысловой и эмоциональной окрашенности большинство религиоведов
избегают пользоваться этим термином (за исключением описания исторических
процессов), предпочитая термины «религиозная группа», «религиозная организация»,
«религиозное образование», «религиозное течение». Однако в последнее время всё
более широким становится понятие «сектаборство».

Соответствующее движение у нас
в стране возглавляет официально представляющий Русскую православную церковь А. Дворкин[iii]. Совсем
недавно А. Дворкин возглавил Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой
экспертизы при Минюсте России[iv], то есть
стал официальным представителем государственного органа, что, вызвало большой
протестный резонанс (на наш взгляд, вполне справедливо) среди правозащитников[v] и
учёных[vi].
Также за последние семь лет состоялось несколько «научных» конференций, ангажированных,
по мнению ряда авторов, определённым конфессиональным, а также
иногосударственным кругом лиц[vii] с намерениями,
далёкими от принципов светского государства, уважающего права и свободы
граждан, в том числе и на вероисповедание.

Ближайшая
конференция из этой же серии планируется в С.-Петербурге буквально с 16 по 17 мая текущего года в СПБГУ.
Организатор – международная анти-культистская структура FECRIS. Россию в FECRIS представляют упоминаемый А. Дворкин, а также А. Новопашин (доцент кафедры сектоведения
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), А. Коновалов (Министр Юстиции РФ) и
некоторые другие.

Отметим, что материалы
А. Кузьмина, одного из членов нового Экспертного Совета и докладчика на
предстоящей конференции FECRIS, уже признавались экстремистскими[viii].
Это
достаточно тревожные явления, тем более в период социально-экономического
кризиса общества, когда особенно пагубно разжигание социальной вражды по любым
признакам, тем более по признакам веры.
4.Юридическая
сфера.

Судебная палата по информационным спорам при Президенте
Российской Федерациив своем решении от 12 февраля 1998 г. № 4 (138) отмечает,
что: «…в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как
«секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе
представлений несёт безусловно негативную смысловую нагрузку, и, употребляя
его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».

В этом же решении
отмечено, что неоправданное использование данного термина в отношении
конкретной религиозной организации противоречит нормам журналистской этики. Действительно, термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев)
в нормативных актах РФ, не имеет юридической формулировки. Однако существует
две противоположные тенденции в современных дискуссиях по данному вопросу. Первая связана с необходимостью абсолютного
недопущения употребления термина «секта» в правовой сфере, как следствие,
исключения его из обихода чиновников и официальных лиц, представляющих
государственные органы, так как это может оскорблять, унижать достоинство широких
групп граждан. Вторая, противоположная первой, тенденция обусловлена приданием
термину правового статуса и разработкой соответствующих правовых механизмов
искоренения сект как негативного явления в обществе.

Подтверждением последней
тенденции являются всё более частое обращение к этой теме именно в упомянутом
контексте представителей правоохранительных органов, а также появление в
правоохранительных органах неких рекомендаций по претворению мер борьбы с сектами[ix]. Так,
стало известно, что тираж одних из таких рекомендаций уже признан правозащитниками
экстремистским и изъят из свободной продажи[x].
Можно отметить ещё одну тенденцию – поиск синонимичных негативному толкованию
слова «секта» понятий и словосочетаний, например, «еретическая организация»,
«культ», иногда с добавками «тоталитарный», «деструктивный» и т.д. Однако
отмеченная тенденция, на наш взгляд, вполне

может рассматриваться в рамках предыдущей.


[i] Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм /
Т. В. Ермакова, Е.П. Островская. – СПб., 2009. – 256 с.
[ii] URL: https://www.people.nnov.ru/iskcon/new5.htm
[iii] URL: https://www.people.nnov.ru/iskcon/new5.htm
[iv] URL: https://ru.epochtimes.com/content/view/23849/9/
[v] URL: https://portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=69836 ; URL: https://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?t=5955
[vi] URL: https://www.people.nnov.ru/iskcon/new5.htm; URL: https://portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=69985
[vii] URL: https://www.soverkon.ru/2005/23/1.php; URL:https://www.rsnews.net/index.phtml?show=pages&page=buryanov&%F1%97%A9%99=RUS18

[viii] URL: https://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=2270
[ix] URL:https://www.rsnews.net/index.phtml?show=pages&page=buryanov&%F1%97%A9%99=RUS18

[x] URL: https://www.hro.org/node/5195

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА