Что понимают под словом «секта»?



В законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как «секта». Неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам журналистской этики. Однако в России набирает обороты движение сектоборцев, представители которого проникают в государственные структуры и проводят «научные» конференции, одна из которых начинает свою работу в С.-Петербурге под эгидой международной анти-культистской структуры FECRIS.

Проблема, побудившая нас осуществить данное небольшое исследование, обусловлена несовпадением между научным смыслом данного понятия в узкоспециальной литературе и широкой практикой его употребления в СМИ. Дело в том, что в настоящее время слово «секта» как в русском языке, так и в западных языках, таких как французский или немецкий, носит при употреблении ярко выраженную отрицательную окраску. Отмеченное несовпадение находит подтверждение и в справочной литературе. Так, Википедия (популярный справочно-информационный ресурс сети Интернет) определяет секту (от лат. secta – учение, направление, школа) как религиозную группу, общину или другую подгруппу, отколовшуюся от господствующего религиозного направления. В. И. Даль определил слово «секта» как братство (франц.), принявшее своё, отдельное ученье о вере; а также, во втором значении, как согласие, толк, раскол или ересь. Д. Н. Ушаков определил слово «секта» в первом значении как религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение; и во втором значении как отгородившуюся от общения с другими группу лиц, замкнувшуюся в себе. При этом во втором случае подчёркивается негативное отношение людей к отмеченной группе лиц.

В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п.

Рассмотрим четыре относительно обособленных области употребления понятия «секта».

1.Термин секта: история религии и богословия

Понятие секты изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте ещё в дохристианскую эпоху.

В раннехристианскую эпоху оно уже стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины. Анализ истории религии позволяет согласиться с тем, что в качестве основной особенности сект по сравнению с другими религиозными организациями является их молодой возраст. Как правило со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные религиозные организации или духовные движения. Понятие «секта» редко используется по отношению к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.

Отдельно следует отметить, что, как упоминается в работе Т. В. Ермаковой и Е. П. Островской, такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого по-иному используется и термин секты и церкви. Если в христианстве «секта» часто употребляется как синоним ереси или же близкое ей понятие (организация сторонников определённой ереси), то в этом смысле в буддизме отсутствуют сектантские движения.

Так, в период, предшествовавший письменной фиксации буддийского канона, когда в рамках единой буддийской духовной традиции оформляются первые школы и направления, в специальной научной литературе эти школы часто именуются «сектами». Однако в данном случае слово «секта» никоим образом не связано с понятием ереси. Для буддистов еретики (тиртхики) – это последователи иных, небуддийских, религиозных доктрин, а любая школа, причислявшая себя к буддийскому вероучению, полностью признавала Слово Будды [i].

В более широком историческом контексте, включая и настоящее время, справедливо отметить, что в работах, посвящённых буддизму, где слово «секта» употребляется достаточно часто, оно не имеет негативного оттенка и означает самостоятельные течения в буддизме, то есть является аналогом слова «школа».

Негативный смысл появляется, когда имеет место словосочетание «синкретическая секта» и когда авторы полагают, что синкретические религиозные школы, использующие буддийскую терминологию, искажают принципиальные основы буддизма.

2. Понимание, характерное для истории развития российского общества

История отношения в России к термину «секта» в досоветский период (начиная с Раскола) характеризуется правовым закреплением негативного понимания гражданами анализируемых с использованием данного термина явлений. Не вдаваясь в детали, достаточно отметить уже то, что на начало прошлого века  существовало четыре градации сект, в соответствии с которой само участие человека в некоторых из них  (например, принадлежность к скопцам) преследовалось лишением свободы.

Основным критерием выступали вероучительные отличия. В подавляющем большинстве случаев речь шла о христианских организациях. Поэтому, если для организации был характерен более или менее выраженный  доктринальный конфликт с православием, а тем более имели место обвинения в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам, то на том или ином историческом этапе соответствующая группа лиц подпадала под понятие секты (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.). В то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции как правило не именовались сектами, поскольку вероучительно ничем не отличались от других православных церквей.

3. Современные религиозная и научная сферы употребления понятия секты

Реабилитация слова «секта» в России, сопровождающее послереволюционные меры по стимулированию развития преследуемых царской Россией религиозных организаций, закончилась по отношению к ним массовыми репрессивными мерами [ii] в конце 30-х годов.

Исследование позиций различных специалистов позволило прийти к заключению, что сегодня термин «секта» вызывает у «среднестатистического» обывателя негативные ассоциации и обычно используется в унижающем смысловом контексте (в отношении того объединения лиц, о котором идёт речь). Аналогичное замечание справедливо и по отношению к таким производным от этого термина словам, как «сектант», «сектантство» и «сектантский».

В силу отмеченной смысловой и эмоциональной окрашенности большинство религиоведов избегают пользоваться этим термином (за исключением описания исторических процессов), предпочитая термины «религиозная группа», «религиозная организация», «религиозное образование», «религиозное течение». Однако в последнее время всё более широким становится понятие «сектаборство». Соответствующее движение у нас в стране возглавляет официально представляющий Русскую православную церковь А. Дворкин[iii]. Совсем недавно А. Дворкин возглавил Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России[iv], то есть стал официальным представителем государственного органа, что, вызвало большой протестный резонанс (на наш взгляд, вполне справедливо) среди правозащитников[v] и учёных[vi].

За последние семь лет состоялось несколько «научных» конференций, ангажированных, по мнению ряда авторов, определённым конфессиональным, а также иногосударственным кругом лиц[vii] с намерениями, далёкими от принципов светского государства, уважающего права и свободы граждан, в том числе и на вероисповедание.

Ближайшая конференция из этой же серии планируется в С.-Петербурге буквально с 16 по 17 мая текущего года в СПБГУ. Организатор – международная анти-культистская структура FECRIS. Россию в FECRIS представляют упоминаемый А. Дворкин, а также А. Новопашин (доцент кафедры сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), А. Коновалов (Министр Юстиции РФ) и некоторые другие.

Отметим, что материалы А. Кузьмина, одного из членов нового Экспертного Совета и докладчика на предстоящей конференции FECRIS, уже признавались экстремистскими[viii].

Это достаточно тревожные явления, тем более в период социально-экономического кризиса общества, когда особенно пагубно разжигание социальной вражды по любым признакам, тем более по признакам веры.

4.Юридическая сфера

Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в своем решении от 12 февраля 1998 г. № 4 (138) отмечает, что: «...в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несёт безусловно негативную смысловую нагрузку, и употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».

В этом же решении отмечено, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам журналистской этики. Действительно, термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ, не имеет юридической формулировки. Однако существует две противоположные тенденции в современных дискуссиях по данному вопросу. Первая связана с необходимостью абсолютного недопущения употребления термина «секта» в правовой сфере, как следствие, исключения его из обихода чиновников и официальных лиц, представляющих государственные органы, так как это может оскорблять, унижать достоинство широких групп граждан. Вторая, противоположная первой, тенденция обусловлена приданием термину правового статуса и разработкой соответствующих правовых механизмов искоренения сект как негативного явления в обществе.

Подтверждением последней тенденции являются всё более частое обращение к этой теме именно в упомянутом контексте представителей правоохранительных органов, а также появление в правоохранительных органах неких рекомендаций по претворению мер борьбы с сектами[x]. Можно отметить ещё одну тенденцию – поиск синонимичных негативному толкованию слова «секта» понятий и словосочетаний, например, «еретическая организация», «культ», иногда с добавками «тоталитарный», «деструктивный» и т.д. Однако отмеченная тенденция, на наш взгляд, вполне может рассматриваться в рамках предыдущей.

[i] Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм / Т. В. Ермакова, Е.П. Островская. – СПб., 2009. – 256 с. [ii] URL: http://www.people.nnov.ru/iskcon/new5.htm [iii] URL: http://www.people.nnov.ru/iskcon/new5.htm [iv] URL: http://ru.epochtimes.com/content/view/23849/9/ [v] URL: http://portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=69836 ; URL: http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?t=5955 [vi] URL: http://www.people.nnov.ru/iskcon/new5.htm; URL: http://portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=69985 [vii] URL: http://www.soverkon.ru/2005/23/1.php; URL:http://www.rsnews.net/index.phtml?show=pages&page=buryanov&%F1%97%A9%99=RUS18

[viii] URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=2270 [ix] URL:http://www.rsnews.net/index.phtml?show=pages&page=buryanov&%F1%97%A9%99=RUS18

[x] URL: http://www.hro.org/node/5195


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Заявление Сопредседателей Всероссийской политической партии "Правое дело"
  • FECRIS и нарушения прав человека
  • В России идёт подготовка к религиозной зачистке или разжигание религиозной ненависти
  • Экономика гриппа
  • Заявление экологических организаций России и Японии о последствиях межправительственного соглашения о ядерном сотрудничестве


  • Top