
Ливан находится на перепутье. Результаты парламентских выборов определят не только будущее "кедровой республики" на ближайшие четыре года, но и во многом повлияют на расстановку сил на Ближнем Востоке в целом. Власть либо перейдет к оппозиционному альянсу группировки "Хезболла" и "Свободного патриотического движения" христиан-маронитов, либо останется в руках прозападной правящей "Коалиции 14 марта" во главе с Саадом Харири. Точных социологических данных в стране с четырехмиллионным населением нет, и за два дня до выборов обе стороны заявляли о скорой победе.
"Мы, "Хезболла", ожидаем, что оппозиция получит большинство мест в парламенте. Все, что происходило в последние несколько недель, вело нас к победе", - заявил шейх Наим Кассем, заместитель главы движения "Хезболла".
"Я считаю, что кампания идет успешно и мы победим. Мы достигнем стабильности и процветания. Хотя во всем мире экономическая ситуация тяжелая, но в Ливане все будет хорошо", – сказал в свою очередь Саад Харири, лидер правящей партии "Аль-Мустакбаль".
Саад Харири - политический наследник своего отца. Активный борец против сирийского влияния Рафик Харири погиб четыре года назад - его кортеж был подорван мощнейшей бомбой. Смерть политика-миллиардера имела мировой резонанс и помогла сделать то, чего они не мог добиться при жизни: США и Европа вынудили Сирию вывести свои войска из Ливана, окончив почти 30-летнее военное присутствие. На волне сочувствия к клану Харири и антисирийских настроений на выборах побеждает движение "Аль-Мустакбаль", что значит "Будущее". Однако ни быстрого процветания, ни хотя бы спокойствия "Революция кедров" не принесла.
Год назад "Хезболла", имеющая в своем распоряжении боеспособные военные формирования, продемонстрировала грубую силу. В течение месяца она удерживала под контролем Бейрут. Сторонники Харири называют эти события "кровавым путчем". Лишь к концу лета удалось создать хрупкое правительство национального единства, но и его деятельность крайне затруднена.
Успешное противодействие наступлению израильской армии в 2006-м подняло авторитет "Хезболлы" на небывалую высоту. Союз с генералом-популистом Мишелем Ауном позволяет заручиться поддержкой значительной части христиан. Тактический союз исламистов с одной из христианских партий - уникальный случай для Ливана.
"Это соглашение "Хезболлы" и аунитов неестественно, так как оно не основано ни на доверии, ни на серьезном диалоге", - считает политический аналитик Зяид Маджед. Однако необходимость союза продиктована уникальностью политической системы страны. Места в ливанском парламенте квотированы по конфессиональному принципу: половина мест принадлежит христианам, половина – мусульманам, из них по 27 – шиитам и суннитам. При этом президент должен быть маронитом, председатель Палаты депутатов - шиитом, а премьер-министр - суннитом.
В "Хезболле" понимают, что оппозиция должна быть приглашена для формирования правительства национального единства, - в противном случае стране грозит очередной виток внутриполитического . Память о пятнадцатилетней гражданской войне еще жива, и ее повторения не хочет никто. Резкое нарушение баланса сил может привести и к внешнеполитическим осложнениям: за "Хезболлой" стоит Сирия и Иран, Харири поддерживают США и Франция
В марте 2009 о нацеленностина диалог объявил и лидер группировки "Хезболла" Хасан Насралла. "Я подтверждаю, что мы заинтересованы в диалоге с другими политическими силами и должны оглянуться назад после 7 июня, какими бы ни были результаты выборов. Все ливанцы должны объединиться, потому что невозможно построить государство, когда царит разброд и шатание", - заявил он.
"Если "Хезболла" победит на выборах, их не будет ожидать такая же судьба, как ХАМАС в секторе Газа. Прежде всего, "Хезболла" не числится в списке террористических организаций, в отличие от ХАМАС. Во-вторых, ряд европейских стран уже начал переговоры с "Хезболлой", признав ее легитимность как политической партии. И если они победят, их победу будет сложно игнорировать. Что касается правительства, то это же будет не правительство одной "Хезболлы", а правительство национального единства", - считает политолог Амаль Саад Гораиб.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров во время недавней поездки в Бейрут отметил, что наша страна будет взаимодействовать с теми, кого выберет ливанский народ. Даже администрация Барака Обамы, судя по всему, признает легитимность "Хезболлы". Правда финансовая помощь Ливану в этом случае будет пересмотрена. Американцы боятся усиления сирийско-иранского влияния в регионе, информируют Вести.ru.