Храмовые постройки Баальбек в Ливане


Внушительный ряд колонн храма Юпитера. Фото Бернда КрегеляВнушительный ряд колонн храма Юпитера. Фото Бернда Крегеля Древние римляне знали, как себя подать. Они распределяли архитектурные сооружения в пределах владений таким образом, чтобы демонстрировать свою политическую власть.

К примеру, Баальбек в сегодняшнем Ливане. Тут они создали величайшее храмовое сооружение античного мира и назвали его Гелиополь, солнечный город. Только храм Юпитера своими 54 мощными колоннами занимает пространство, на котором храм Парфенона афинского Акрополя мог бы уместиться 12 раз. Для постройки были использованы самые крупные строительные камни, из обработанных когда-либо человеческими руками - в 1000 тонн весом и более.

Это гигантское сооружение, показывающее соединение государства и религии было более чем римская мания величия, так как Баальбек был расположен на перекрестке торговых дорог от Средиземного моря на востоке государства. И как раз отсюда римские императоры - от Августа, Нерона и Каракаллы, хотели не только распространять римскую культуру, но и контролировать всю провинцию Сирии. Расчет, осуществлявшийся многие столетия.

До того времени, пока зуб времени не коснулся Римской империи и огромной постройки, и не разрушил обоих. Но античный дух пережил в Баальбеке тысячелетия и сменяющихся властителей.

Даже немецкий кайзер Вильгельм II был им поражен. Его восхищению не было границ, когда он в 1898 году при посещении страны проезжал через Баальбек. Тогда группа высококомпетентных немецких археологов приступила к реставрационным работам, они очистили обломки, установили упавшие колонны. Табличка из белого мрамора во внутренней части храма и сейчас свидетельствует об этом блестящем реставрационном достижении.

О свободном и независимом Ливане в то время не было и речи. До второй мировой войны Османская империя владела и восточной частью Средиземного моря. После её распада французы заполнили часть образовавшегося вакуума власти до 1941 года. Только тогда один французский генерал объявил суверенитет республики Ливан. С Конституцией 1923-го года, в которой, как и во времена господства римлян, государство и религия тесно взаимосвязаны.

Изображение льва. Фото Бернда КрегеляИзображение льва. Фото Бернда Крегеля Там было оговорено, что страна, в отличие от других арабских стран не должна считаться мусульманской. В конституционные рамки были включены все влиятельные религии страны: президент республики должен быть христианином, премьер-министр, однако должен быть суннитским мусульманином, и президент парламента шиитским мусульманином. Даже 128 депутатов были поровну поделены между христианами и мусульманами. Таким образом, была создана система взаимных гарантий, которая должна была предотвратить господство одной из общин над другой.

Модель действовала многие десятилетия и Ливан развился в остров благополучия - «Швейцарию ближнего Востока», до середины семидесятых годов, когда развязалась гражданская война, которая до 1983 года опустошила страну и привела к концу опробованное совместное религиозное сосуществование.

Периодические всплески насилия отдаляют мирную перспективу между Ливаном и «антиливаном». Но храмовые постройки Баальбека могут быть снова посещаемы туристами.

«В сравнении со всем, что мы видели в античных городах Италии, Греции и частях Азии, - восхищался уже в 1751 году англичанин Роберт Вуд, - здесь перед нами самый смелый план, который когда-либо предпринимался в архитектуре». Утверждение, которое кажется до сего дня не получило опровержения.

В действительности, это гигантское измерение, которое затягивает посетителей в свои пределы. Сначала нужно взобраться по ступеням большой наружной лестницы с востока и пересечь мощные пропилеи. За этим, однако, находится построенная преддверная площадь храма, за которой снова тянется алтарная площадь размером 100х100 метров, украшенная высокохудожественными каменными рельефами.

Только тогда открывается с запада, после новой открытой лестницы ареал храма Юпитера, в то время, как и сегодня, представительный центр этой великого сооружения. С его помощью Римской империи удалась попытка сконцентрировать все свои силы в одном месте, импонируя, таким образом, как богам, так и людям в равной степени.

Художественный рельеф храма. Фото Бернда КрегеляХудожественный рельеф храма. Фото Бернда Крегеля Взгляд притягивает более всего ряд колонн, с их шестью огромными каменными колоннами. Только они не были затронуты зубом времени. Но как раз поэтому, они впечатляют более всего, как античная кулиса. Наблюдая с перспективы лягушки, кажется, что двадцатиметровые капители колонн играют с облаками. Не удивительно, что государство Ливан использовало их, наравне с ливанским кедром, в национальной символике.

Параллельно этому на юге постройки, еще хорошо сохранившийся храм Вакха, который даже в виде дополнительной постройки, больше храма Парфенона афинского Акрополиса. Позднее, уже арабами, у входного фасада была построена «башня мамлюка». На расстоянии броска камня возвышаются храм муз и храм Венеры. И, заполняя картину, немного далее постройки античного Одеона.

После осмотрового марафона никто не отказывается от предложения посетить городской рынок (сук), воспринимая его со всеми цветами и запахами востока. И, что еще ближе - смешаться с местными жителями, в одном из кофейных домов за чаем и кальяном.

Так же и там, в разговорах все время возникает вопрос, имеет ли будущее заложенный в ливанской конституции баланс, ввиду разнообразных политических сил. Никто не может сказать точно. Так и остается в заключение пожимание плечами - «иншаллах».

Версия на немецком


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Славный японский город Иокогама
  • Библос: на перекрестке древнего мира
  • Национальный парк Maranhenses: естественный сюрреализм
  • Сталхейм, старая-старая сказка...
  • Замок Дракулы в Румынии

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top