Не только Обама умеет бить мух

The Epoch Times19.06.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39
Михаил Неструев. Фото автора
Михаил Неструев. Фото автора
В ФТС любят стрельбу и любят стрелять. Здесь немало метких стрелков, но такого, как олимпийский чемпион Михаил Неструев пока нет. В подмосковной Икше прошел чемпионат России и всероссийские соревнования по пулевой стрельбе, в которых приняли участие сильнейшие стрелки страны. Вновь отличился Михаил, которому не было равных в стрельбе из малокалиберного пистолета на 50 метров. За спортивную карьеру парень «настрелял» столько титулов, что хватит на несколько человек. С одним из самых метких стрелков планеты беседует наш корреспондент.

— Михаил, все зависит от глаза или от руки?

— Приведу один пример. Дело было в одном из швейцарских кантонов. У жителей этой высокогорной страны на руках имеется немало огнестрельного оружия. Они просто фанатики старинных ружей. У кого-то из них «завалялась» столетняя винтовка. Многие мастера пытались из нее попасть в цель, но им это не удалось. Думали, что сбит прицел. Тогда я взял берданку и с первого раза метров с трехсот попал в десятку. Так что многое в нашем деле зависит как от глаза, так и от руки.

— В былые времена с твоей меткостью можно было бы стать придворным охотником и жить безбедно…

— Придворным вряд ли бы когда стал — характер не тот. Угождать не люблю. А охотой увлекаюсь не первый год. Это у меня своеобразное хобби и в лес я отправляюсь не ради добычи, а по состоянию души. Обычно знакомые приглашают на охоту, снабжают ружьями и патронами. Не меньше люблю рыбалку. На спиннинг выловил не одну крупную щуку. Люблю рыбу не только ловить, но и готовить. За границей принято, что если ты добыл пищу насущную, то собственноручно должен ее приготовить.

— В муху попадешь не глядя?

— В нее мне попасть даже интереснее, чем в «десятку». Профи в стрельбе знают, что за многие годы тренировок мишени настолько надоедают своим однообразием, что вызывают порой отрицательные эмоции, а муха вызывает совсем другие. Поэтому стрелять в нее проще. Не забуду случай, когда еще до перестройки пошел получать характеристику в бывший Куйбышевский райком партии, а секретарь по идеологии вдруг спрашивает, мол, а в спичечный коробок слабо попасть с пятидесяти метров? Я ему — запросто! Пошли в тир, поставил коробок и пробил его с первого выстрела с одной руки. За это он мне характеристику уже на второй день выдал.

— Родители стрельбу в детстве поощряли?

— Я рос в обычной московской семье. Папа работал энергетиком на Останкинской телебашне, что на улице Академика Королева. У меня была младшая сестра Галя. Спортом она не занималась, а я в детстве часто хулиганил. Даже состоял на учете в детской комнате милиции. Попал туда за любовь ко всему, что стреляет. Даже смастерил собственноручно самострел и «палил» из него на пустырях, пока не попал в милицию. Мое детство прошло в районе Преображенки, недалеко от стадиона «Алмаз». В юности родители переехали в район станции метро «Щелковская».

— Кто тебя привел в секцию стрельбы?

— В школе увлекался русским языком и литературой. В пятом классе записался в секцию стрельбы на Самокатной улице и ездил туда после уроков чуть ли не каждый день. Около часа уходило на дорогу, но это меня не огорчало, ведь появилась возможность стрелять не на пустыре, а в современном тире и не из самопалов, а из пневматических пистолетов.

— И дострелялся…

— До того, что в пятнадцать лет стал мастером спорта. В таком возрасте редко, кто добивается таких результатов. До сих пор храню удостоверение мастера спорта бывшего Союза. Его мне вручили после успешного выступления на первенстве страны среди юниоров.

— В спортивной карьере был перерыв?

— Было время, когда пять лет не брал в руки оружие. В свое время меня пригласили выступать за спортклуб в Германии. Я туда приехал, а его ликвидировали. После этого пять лет прослужил в советских войсках в Германии. За эти годы так соскучился по стрельбе, что после германского «плена» стал чемпионом мира. А самая памятная победа у меня была в 1998 году на чемпионате мира в Барселоне. Тогда у меня получилась «осечка» при стрельбе из малокалиберной винтовки. Чего мне тогда только стоило собраться, затаив дыхание целиться, чтобы выиграть на этих соревнованиях. Все-таки заставил себя победить. И так в спорте нередко бывает, когда что-то надо делать «через себя». Спорт — это не только призы и медали, порой семь потов выйдет, пока станешь чемпионом.

— Какое оружие тебе нравится?

— Отечественного производства. В России пока не разучились делать хорошее спортивное оружие. Особенно это удается специалистам, которые при Тульском оружейном заводе создали специальное конструкторское бюро и делают оружие на славу. На соревнованиях приходится стрелять как из отечественного, так и из зарубежного оружия. До сих пор стреляем из пистолета, конструкция которого не меняется вот уже на протяжении более 40 лет! Наши спортсмены успешно поражали из него мишени на Олимпийских играх. А любимое оружие — крупнокалиберный пистолет калибра 7,62. Люблю стрелять из «пушек», которые так популярны во всем мире. Уж если стрелять, так стрелять! В юности в тире любил набивать руку и оттачивать взор, стреляя из пистолета чешского производства.

— Не считал, сколько перевел боеприпасов, прежде чем стал одним из самых титулованных стрелков в мире?

— На тренировке порой расходуешь более ста патронов. В большом спорте я уже около 20 лет. Словом, за спортивную карьеру израсходовал немало ящиков боеприпасов. Произвел десятки тысяч выстрелов, большинство из которых легли в цель. Наверное, по количеству выстрелов скоро попаду в Книгу рекордов Гиннеса.

— Говорят, что раньше, когда еще не было летающих мишеней, стрелки палили по летящим голубям?

— Слышал, но я стендовой стрельбой не увлекаюсь. Если кроме шуток, то мне по душе стрельба пулевая. Из нарезного оружия. Состязания по стрельбе имеют длинную историю. Из охотничьих «стволов» соревнования стали проводить в Англии еще в средние века. А первые победители по пулевой стрельбе были определены в Швейцарии еще в 1824 году. Теперь вам понятно, почему в швейцарских кантонах так любят старинное оружие.

— Всего два слова — пулевая стрельба — а это ведь множество дисциплин…

— Главное — иметь выдержку и терпение, чтобы произвести три раза по сорок выстрелов, причем лежа, стоя и с колена, из винтовки на расстоянии в 50 метров по мишени диаметром чуть более 162 миллиметров. А как непросто порой произвести 60 выстрелов лежа из винтовки на 50 «мэ» или сделать столько же выстрелов стоя и навскидку по движущейся мишени «бегущий кабан». Ведь мишень при медленном беге появляется на пять секунд, а при быстром — всего на две с половиной секунды. Я же предпочитаю стрельбу из пистолета на 25 и 50 метров.

— Говорят, что у тебя тяга — слесарничать…

— На сборах в Новогорске я успеваю не только тренироваться, но и нахожу время для того, чтобы привести в порядок свое оружие. Для этого приходится становиться за станок и подтачивать ствол или рукоятку пистолета. У меня даже есть четвертый разряд слесаря-инструментальщика, который я получил после школы. Люблю с оружием экспериментировать. Например, поставить на пистолет мушку меньшего размера. На первый взгляд казалось бы мелочь, но мне с такой мушкой гораздо легче целиться в мишень. Люблю и внешний лоск на оружие наводить. Особенно золотом на пистолете гравировку сделать. Для этого сам делаю рисунок, а затем его переношу на металл.

— Если не секрет, как в сборной проходит тренировочный сбор?

— Обычно первая утренняя тренировка проходит в тире ЦСКА. Стрельба на 50 метров. Именно в этом упражнении мне удалось стать олимпийским чемпионом в Афинах. Тренировочная норма — примерно 120-150 выстрелов. Нужно сказать, что к крупным, ответственным стартам начинаю готовиться дней за 20. Это в том случае, если перерыв между соревнованиями позволяет хоть сколько-то дней посвятить отдыху. Но это бывает редко.

Понятно, что при таком плотном соревновательном графике только многолетний опыт выступлений на высшем уровне и самодисциплина позволяют подходить к основным соревнованиям сезона на пике формы, и не опускаться ниже определённого уровня на рядовых соревнованиях. В 2002-2003 годах он не проиграл ни одного старта в стрельбе из пневматического пистолета. Отсутствие в привычках курения (абсолютно) и алкоголя (практически), несомненно, способствуют такой стабильности. Конечно, после соревнований в кругу близких людей он может позволить себе бокал красного вина, но для этого нужен особый случай — например, победа. Да и не всякая.

Стрелковая биография у тебя началась?

— В 1982 году в Московском спартаковском стрелковом клубе. Успехи пришли достаточно быстро. В 1989 и 1990 годах выиграл чемпионат СССР в личном зачёте и в 1990 году, в составе сборной команды СССР, стал чемпионом мира. А потом была служба в Германии, где с 1990 по 1994 год я был начфизом танкоремонтного завода. Вообще-то уезжал туда тренироваться и выступать за СКА Западной группы войск. Но приезд на место службы совпал с решением о выводе войск из Германии. Какие уж тут тренировки и соревнования. Четыре года практически без спорта — одна физкультура. Но даром время потеряно не было, и теперь я свободно говорю по-немецки, а в 1992 году получил высшее образование. В Москву, в родительскую квартиру вернулся прапорщиком без должности. Приходилось, что называется, крутиться. Работа в оружейном магазине и даже извоз на собственном автомобиле — далеко не всё, чем приходилось заниматься.

С возвращением в Москву появилась возможность тренироваться. С тренировками пришли результаты, с результатами появилась офицерская должность и звание. И вот уже более 15 лет — офицер Российской армии. Кстати, за успешное выступление на Олимпийских Играх в Афинах присвоено воинское звание подполковник.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА