О судьбе Рязанского кремля и не только


Музей-заповедник «Рязанский кремль». Фото: ryazankreml.ruМузей-заповедник «Рязанский кремль». Фото: ryazankreml.ruНа каждом следующем витке развития России нам неизбежно предстоит раз за разом делать свой выбор, иначе его сделают за нас, и мы вновь будем выказывать недовольство вслед уходящему поезду. Выбор, как минимум, требует иметь свое мнение.

Сегодня мы представляем несколько взглядов на проблему, о которой задумывались многие. Сохранить ли музеи, где много десятилетий находятся предметы, связанные с различными культами, или же вернуть их религиозным общинам? В музеях эти предметы культуры и истории стали экспонатами, они бережно хранятся, изучаются и представлены публике. В церкви будут использоваться по прямому назначению, но перестанут быть доступными всем, даже если церкви организуют музеи.

Этот непростой вопрос связан также с политикой клерикализации разных сфер общественной жизни и с растущим в обществе недоумением по поводу «государственного православия», демонстрируемого чиновниками светского (по Конституции) государства.

В апреле нынешнего года началась Общероссийская акция «Инквизиторам – нет!», направленная против того, чтобы группа «сектоведов», включенная в Совет по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, определяла политику нашей страны в области свободы совести. Более шести тысяч верующих и неверующих сторонников светского государства подписали петицию министру юстиции РФ А. В. Коновалову.

В петербургском информагентсве Росбалт состоялась встреча на тему «Музейные экспонаты религиозного назначения. В каком храме им место?» Эта проблема не имеет на сегодня простого решения. В Думе готовится законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Еще не появившийся документ уже вызывает много разногласий, задевая не только судьбу церковного имущества, экспроприированного советской властью, но и имущественные вопросы многих социальных групп, пострадавших от репрессий.

Три музея – три способа выживания

Многие музеи в России уже столкнулись с проблемой сосуществования с церковью в бывших храмовых постройках, монастырях и исторических ансамблях. Музейные работники определенно заявляют, что проблему не решить без принятия закона, однако возможны разнообразные решения, важно, чтобы закон учел уже накопленный положительный и негативный опыт. Жизнь показывает, что чаще всего дело упирается в человеческие отношения и зависит от доброй воли участников с двух сторон.

Борис Аракчеев, директор Государственного музея истории религии, напомнил, что до 2003 года музей занимал здание Казанского собора. Собор вернули церкви, а музей получил великолепно оборудованное здание, но… потерял посетителей. Все это заставило сотрудников работать по-новому, создавать интересные экскурсии, интерактивные программы, проводить вечерние мероприятия. Музей использовал форму передачи церкви во временное пользование различных предметов совершения культа. Такое взаимодействие устраивает обе стороны.

Леся Колесникова, директор исторического музея, расположенного в Тихвинском монастыре, имеет положительный опыт взаимодействия с настоятелем монастыря. С 1995 года музей мирно уживается с епархией, возникающие проблемы решаются взаимными уступками. Владыка проявляет мудрую политику. Эти отношения – результат человеческих отношений. Но музей лишился возможности развития, а обещанных властями новых помещений не предоставляется. «Однако, - говорит директор, - при новом законе и другом настоятеле все может измениться враз». Поэтому сотрудники ждут нового закона с тревогой, «он едва ли упорядочит отношения, а может привести к закрытию музея».

О более тревожной и даже критической ситуации рассказала Ирина Кусова, зав. отделом развития Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, член Общественного комитета в защиту музея-заповедника «Рязанский кремль».

Рязанский кремль сегодня – историко-архитектурный музей-заповедник. Это целостный комплекс оборонительных укреплений, светских и церковных построек. Его история насчитывает более 900 лет. Музей с его богатейшими коллекциями существует с конца XIX века. Сегодня это не только место знакомства с собственной историей или отправления религиозных служб, но и популярный культурный центр и любимое многими место отдыха, где проводятся многочисленные городские праздники.

Из хроники событий. В 2007 году музей передал епархии три собора и колокольню. В декабре того же года глава Роскультуры Швыдкой уволил директора музея Л. Максимову за отказ передать епархии главный музейный корпус – Дворец Олега. Весной 2009 года музей вынужденно демонтировал экспозицию «Во славу Отечества». В освобожденных залах архиепископ устраивает свою домовую церковь...

«Защитники Рязанского кремля ощущают на себе полное бесправие перед лицом требований Рязанской епархии, разрушающей музей. Как только в Рязани сменился епископ и пришел архиепископ Павел, начался затяжной конфликт», - рассказывает И. Кусова. - «Такого рода конфликты разворачиваются по всей стране. Министерство культуры не пытается защитить музеи, объявив линию на увеличение музеев-заповедников в России. На деле же их количество уменьшается».

В Рязани создан Комитет защиты Рязанского кремля, собравший более 50 тысяч подписей за сохранение музея. По словам И. Кусовой, если рухнет и сдастся Рязанский Кремль, то посыпятся многие музеи в разных частях страны, которые находятся примерно в такой же ситуации.

Какое будущее у музеев в Рязанском кремле, Новом Иерусалиме под Москвой, в Александровой слободе во Владимире, Ростовском кремле, на Соловках, в Угличе, Ярославле и других исторических местах? Кто же будет решать? Есть ли у нас свое мнение? Высказываем ли мы его?


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Результаты визита в Москву президента США Барака Обамы
  • О проблемах религиозной дискриминации
  • Трагедия в Урумчи. Обращение к правительствам и парламентам стран мира
  • Обвинения против Google были сфабрикованы
  • Экстремизм в деятельности российских государственных структур на примере движения Фалуньгун


  • Top