Рупор компартии Китая: «Жэньминь жибао» онлайн

The Epoch Times17.07.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39
Живя в Китае, в книжных магазинах я покупала не только словари и учебники на китайском языке, но и всё подряд из того, что издавалось на русском. Мне нравилось, как китайцы пишут на русском, — если книга и не была полезной, то стопроцентно была забавной.
Самым забавным в коллекции оказался многостраничный труд под названием «Китайский Тибет». Не только из-за «хорошего русского языка», но и по смыслу.

Если бы в Китае началась кампания по выявлению литературных исторических подделок, «Китайский Тибет» занял бы одно из первых мест. В книге рассказывалось, каким Тибет был убогим до того, как туда пришли китайцы, — тибетцы даже рис не умели нормально выращивать.

Как народ столетиями жаждал воссоединиться с Китаем и поэтому радостно приветствовал китайские армии. И как расцвёл край под руководством китайской Коммунистической партии.

Жёсткая цензура и подтасовка исторических фактов в Китае не является секретом для остального мира. Искать достоверную информацию о неоднозначных событиях в политическом и экономическом спектре в официальных источниках бессмысленно.

Но привычка читать «Жэньминь жибао» если не на китайском, то на русском осталась. Хотя бы потому, что это забавно. Но не без оттенка грусти. Потому что лично я Китай очень люблю.

Узнав о забастовках и беспорядках в Урумчи, попыталась проследить степень освещения событий по главным китайским источникам, транслируемым на русском языке, — «Жэньмин жибао» и Синьхуа.

«Жэньминь жибао»

«Жэньминь жибао» — центральная газета КНДР, онлайн-версия которой существует уже более 12 лет, а на русском языке с 2001 года. Архив газеты за 5 июля, день, когда Урумчи прогремел на весь мир, не открывался несколько дней и не открывается до сих пор.

6 июля в главном разделе «В Китае» не было ни одного сообщения о столкновениях ханьцев и уйгуров. Сообщалось о подготовке к визиту вице-президента Микронезии в Китай, о закрытии глобального саммита мозговых центров в Пекине, где с речью выступил вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

О приёме по случаю национального праздника Беларуси и об августовских китайско-российских совместных манёврах по отработке поисково-спасательных операций. МИД КНР призывал граждан воздержаться от приобретения в Танзании слоновой кости и изделий из неё, сообщал о решении поддерживать стремление Зимбабве к восстановлению экономики, а также надеялся на скорейшее восстановление стабильности в Гондурасе.
А одна из главных новостей — общее количество членов коммунистической партии Китая достигло 76 млн, 2млн из которых трудятся на китайских частных и индивидуальных предприятиях.

И только в разделе «Происшествия» можно было увидеть короткую новость о том, что число жертв в Синьцзяне возросло до 140 человек, затесавшуюся среди других печальных событий о ДТП, аварии на угольной шахте, пожарах и землетрясениях.

7 июля в главном разделе мелькнула небольшая новость «к проведению пресс-конференции, посвящённой беспорядкам 5 июля в Урумчи», остальную же информацию можно было получить опять лишь в разделе «Происшествия».

Официальные цифры по погибшим и госпитализации пострадавших, о том, как жители Урумчи, «шокированные беспорядками 5 июля, по-прежнему живут в тревоге». И о том, что город и окрестности открыты для зарубежных СМИ.

И только 8 июля появились более или менее развёрнутые статьи, к вечеру объединившиеся в специальную тему «Беспорядки в Урумчи».

Правда, статьи больше носили характер манифеста, чем аналитики или попытки реальной оценки событий, что можно было заметить, даже просто просматривая заголовки: «Китайцы и китайские эмигранты в других странах высказываются в поддержку сохранения стабильности и национального единства страны», «Беспорядки в Урумчи являются происками враждебных сил, действующих в Китае и за его пределами», «Всемирный уйгурский конгресс является главным зачинщиком беспорядков 5 июля».

9 и 10 июля количество статей увеличилось втрое и они наконец были вынесены в главные темы дня.

Для раскрытия «фальшивых доказательств» мирного характера демонстрации уйгурского народа, представленных официально признанным лидером восстания Ребией Кадир, газета воспользовалась расследованием пользователей интернета. Без указания имён и ссылок газета проанализировала видеозапись интервью Кадир телеканалу Катара «Аль-Джазира», выложенную на YouTube (к слову сказать, заблокированного в Китае).

И пришла к выводу, что фотография, на которой изображено мирное население, окружённое китайской армией, «не имело ничего общего с произошедшим 5 июля в Урумчи инцидентом. Эта фотография была размещена 26 июня 2009 года на сайте газеты «Наньфан бао» вместе с материалом под заголовком «Схватка за труп в г. Шишоу».

Также на сайте есть увлекательная статья о жизни и «творчестве» Кадир. История богатства (за 10 лет аренды коммерческого киоска Кадир, по материалам газеты, заработала сотни миллионов юаней), ареста (в 2000 году её осудили на восемь лет за «преступление, представляющее угрозу национальной безопасности»), досрочного освобождения в 2005 году, эмиграция в США и раздутый имидж борца за демократию (по мнению газеты, из-за огромной зависти к имиджу Далай-ламы).

Вывод у «Жэньминь жибао» один: Кадир и организация «Всемирный уйгурский конгресс» являются олицетворением трёх сил зла: терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Главным же текстом на 10 июля стал обзор совещания ПК политбюро ЦК КПК по вопросу поддержания социальной стабильности в Синьцзяне.

Синьхуа

Информационное агентство Синьхуа является государственным информационным агентством Китая и главным официальным источником китайских новостей.

Развитие событий по версии Синьхуа мало чем отличается от «Жэньминь жибао». Но, кроме заявления МИД КНР, призвавшего международное сообщество воздержаться от применения двойных стандартов в борьбе с «тремя силами зла», 10 июля появилось сообщении о нормализации ситуации в Урумчи.

Будучи флагманом новостей, Синьхуа первым сообщило о восстановлении нормального образа жизни в городе. Скорее всего, такая же новость к вечеру появится в «Жэньминь жибао» и на телевидении.

«Российские китайцы»

«Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве». Если переделать слова этой известной песни под Китай, китаисты могли бы её использовать вместо объяснений, чем для них является Китай и всё с ним связанное.

Даже я, будучи китаистом-любителем, трепетно отношусь к любой китайской теме. Доказываю отличное качество китайских товаров, естественно, не тех, которые «челноки» закупают в подвале торгового центра на Яболоу, или отстаиваю кажущийся для европейца «странным» уклад жизни и мышления.

Если «Жэньмин жибао» читаю для развлечения, то за реальной информацией обращаюсь к китаистическому сообществу.

Сейчас там, как и в «Жэньмин жибао», открыт специальный раздел «Буйный Урумчи», где собраны самые интересные мировые статьи на трёх языках (русском, китайском, английском) о ситуации. Именно там я узнала, что в английской версии Синьхуа есть заметка о «настоящей причине» начала конфликта — «непреднамеренный крик» 19-летней девушки-китаянки, которая ошибочно вошла в комнату, где жили рабочие-уйгуры .

С появлением интернета официальные источники информации любой из стран зачастую воспринимаются как повод для начала поиска альтернативной информации. Сейчас каждый сам себе главный редактор личной ленты новостей — составляя её из сообщений на форумах, социальных сетях или сравнивая сообщения одного и того же источника, например Синьхуа или «Жэньмин жибао», на разных языках.

Не только из-за недоверия к официальным источникам, а из-за возможности выбора.

Но с Китаем особый случай. Возможность выбора информаторов для китайцев ограниченна — бесчисленные случаи блокировки сайтов, от LiveJournal до YouTube и различных информационных сайтов, тому доказательство. А на мировое мнение, выраженное враждебными Соединёнными Штатами Америки или дружественной Россией, им по большому счёту наплевать. Большая страна — большие возможности.

Безусловно, ситуация очень сложная, и делать выводы, разделяя на хороших и плохих, в небольшой заметке я никогда не возьмусь. Для этого потребуется десяток предварительных статей, разъясняющих историю многих столетий. Да и политика сложная штука, в основе которой заложены бесчисленные человеческие жертвоприношения с разных сторон баррикад.

Поэтому выводы о качестве информационного поля в Китае оставляю на суд читателей. Одно могу сказать с уверенностью — мы никогда не узнаем истинное число погибших в синьцзянской резне. А была ли она оправданна — покажет история. Тоже, кстати, дама весьма капризная.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА