Из краёв, где стынет кровь. Часть 1. Люди огня


И вот опять поворот и в судьбе, и на карте, и река ревет-шумит, и скорость огромная, и слова команд наползают друг на друга, и жизнь проносится как миг, и потерять легче, чем найти, и мерки малы, и нету правил...

О чем это? Это — спортивный сплав на плоту по сверхтяжелым рекам!

Здесь, среди бушующих волн, находясь между небом и землею, не каждый может жить и делать все, как надо. Молниеносная смена событий требует такой же быстроты решений, но не всегда это возможно в фантастически напряженной обстановке, где мышцы и нервы, как тугая струна... Отсюда на первое место выдвигается небывалая героика в виде блеска поступков, а вот нищета духа здесь не проходит...

Фото автораФото автора

О трудных, очень тяжелых сплавах по рекам пойдет речь в этой публикации, а также о том, как выскользнуть из таких необычайно обостренных обстоятельств живыми, взяв в союзники то, что не учитывается почти никем...

Рек, где в классическом плане есть все элементы препятствий в самом невероятном аспекте, не так уж и много. Наиболее представительными в России являются Китой, Чулышман, Башкаус. Там действительно нет спокойной воды и, кажется, что от встреченных ситуаций застынет в жилах кровь...

Автор данных строк, имея за спиной тридцатилетний опыт сплава, бывая на реках высокой категории сложности, хотел бы предостеречь самоуверенных, дать направление вдумчивым, при этом, ничуть не пугая, а лишь советуя путешествующим... Нужно быть очень жестоким по природе, чтобы принять дружеское предупреждение за нравоучение или угрозу. Уберите мираж предвзятости, вместите рекомендации - это послужит пользе и, если хотите, поможет выжить вам в условиях жесточайшего экстрима. Не забывайте, что уйти на тот свет легко, вернуться трудно.

Ведь если посмотреть на ситуацию со сплавом объективно, то тот, кто «варится» в ней давно, легко заметит, что закатанные в асфальт города, эти ловушки каменных джунглей, порождающие массу негативщины, заставляют людей искать хоть какую-то отдушину. Отдельные личности бросаются туда, где им грезится некая свобода для тела и души. Сплав — один из вариантов. Конечно, самодействие само по себе похвально, но мало кто задает себе вопрос о том, готов ли он к такому круто закрученному путешествию? По Сеньке ли шапка?

А меж тем, против дерзкого хода самоуверенного пришельца крепкие горные реки с первого же момента выставляют такие комбинации, что психологическое самоукрашение амбициозного человека тут же пропадает, а толстый налет глупостей начинает выпирать на каждом шагу... Сильнейшие вибрации и сумасшедшая энергетика давят на неподготовленное сознание, и человек, растерявшись, уже не видит даже того, что вся обстановка — есть подарок от создателя мира сего... Перед лицом большим проблем сплава, лишившись наблюдательности, он теряет звучание внутренней струны... Сколько таких теней проходящих принижают род человеческий! Выдуманные картины легковесности растворяются перед дилетантом, и он оказывается ярким представителем пассажира с «Титаника», но только в наше время... В этом случае для себя данный невежда теряет даже последнее, во что верил, - это надежду на прекрасное времяпровождение, а коллектив путешественников приобретает тяжелейшую обузу...

Конечно, среди самых опасных переходов путник не может угадать всех встреч, но река — этот проводник самого прекрасного — не должна пройти мимо сознания! Ведь это оазис удивительного очарования! Окруженная божественным ожерельем прекрасного, воинствующая в своих белопенных сережках и взглядом из бирюзы речка, выглядит невестой, с которой хочется обвенчаться... Но большинство людей устрашаются и не видят этих прелестей, потому, мертвые духом с рекой не венчаются... Не путешествуйте с мертвецами!

И все же, как приблизиться к команде-идеалу и довести до абсолютно правильного сам ход дела по труднопроходимой реке? Начинать надо, конечно же, с подбора кадрового состава сплавщиков, при этом, не пренебрегая ничем. В пренебрежении — причина многих несчастий. Нужно взять за правило, что положительный исход дела не столько в схоженности сотрудников по рекам, сколько в их внутреннем содержании. Поверьте на слово, что автору данных строк дважды приходилось проходить Китой с людьми, которые в одном случае вообще не знали, что такое сплав и видели туристскую палатку только на картинке, а во втором случае — почти все были физически сильно больны, начиная со старта (так уж сложились обстоятельства). На Чулышмане — такая же история. Почти стопроцентно окружение мое было с нулевым опытом... Данные сведения поставляются не для бравады или парадности, а для того, чтобы отметить, что умельцы тоже когда-то начинали и когда-то были дилетантами. В приведенных примерах хочется подчеркнуть, что люди хоть и были новичками при тяжелых реках, но в духе были очень сильны, потому и прошли, потому и одолели препятствия... Не пренебрежение к опыту рекомендую, а крепость духа! Ведь не столько опытность, а заложенная энергия может преодолевать самые трудные обстоятельства.

Вполне понятно, что подобные удачи вызывают яростное раздражение у несдержанных, так называемых титулованных завистников, но нам понятны эти выпады... Ведь если в семидесятых годах прошлого века, когда водный туризм только-только стал развиваться, и по всей стране путешественников-водников (да еще с опытом!) было по пальцам перечесть. А вот сейчас так называемых «специалистов» сплава расплодилось столько, что хоть пруд пруди... Но самозванцев не так уж трудно отличить — у них будет отсутствовать простота. Они принимают на себя всяческую таинственность, говорят о титулах, рангах, именах, причем сами не знают толком где, что и как происходит по существу... Заклейменные рабы самовосхвалений, наглухо прикованы у своей «почетной» цели и всегда путаются в тенетах стандарта — этого могильщика самовыражения. И стоит только обустроить сплав не стандартно, не так, как считали эти «специалисты», так сразу же — лавина критики и недовольств в адрес уже проделанной экспедиции! Ведь именно оригинальность выводит оппонентов на раздражение и они, приходя в смятение, видят, что растворился миф об их значимости... Но оставим этих критиканов из духовных трущоб со своими идейными скелетами в собственных шкафах...

Проверенные тяжелыми реками выводы таковы: лучше взять неопытного путника, чем испорченного эгоизмом профессионала. Первый, осознавая сложное положение всего предприятия, поймет, что есть вещи, в которые, прежде всего, нужно верить на этой открытой арене жизни — и только тогда победишь. А вот вторые... Они, не пройдя духовный спецназ, а потому не умея понимать вещи глубоко — поставщики скоропостижных смертей. А ведь за работу, граничащую с огромным риском, нельзя браться неверно! Потому — пусть будет сплавщик даже не опытен, но психологически силен, — и его уже ничего не остановит, так как он готов ко всему.

Лучше всего в таких делах ведут себя люди огненной стихии. Никто так не любит воду, как люди Огня! Это люди иного порядка, это люди подвига, люди веры и осознающей цели. Велением Свыше люди огненной стихии внедрены в различные Земные дела и на них без преувеличения держится Мир. Присмотритесь вокруг — и вам станет понятна эта, на первый взгляд вроде бы, заносчивая фраза... Мало того, люди Огня в тяжелейший момент высокого напряжения всегда достаточно спокойны и решительны там, где многие уже спасовали. Надо отметить, что те особые условия сплава, что не дают встроиться в обстановку большинству, этим движителям компании дают что-то вроде ключа судьбы, что ставит их в лидеры коллектива. Подобные люди через самопожертвования идут на глазах у всех на мужественный шаг, совершая, без преувеличения, подвиг и приближая победоносную мечту всего экипажа...

Обратите внимание на то, что это мужество вызвано особыми внешними условиями, которые, действуя на нервные центры, заставляют человека через грохот речных порогов смотреть смерти в глаза, причем без страха и тревоги... Это и есть привлекательный блеск поступка — ведь к твоей смерти доступ открыт лишь тебе одному. И смерть приходит один раз, причем никто не предаст нам опыт умирания — тут мы всегда дебютанты. А жизнь дана под условием смерти, причем смерть — одно из налагаемых жизнью обязательств, при этом самое жалкое — потерять мужество умереть и не иметь мужества жить! Однако неизбежного не избежать, а жизнь — не карты: заново не пересдать. Поэтому запланированную Свыше неизбежную незнакомку бояться не стоит, она все равно придет, и мы не знаем, что нас ждет при встрече... Во всяком случае, вернувшиеся из комы (как бы далеко туда ни заходили) говорят о самых приятных впечатлениях...

Потому важно: быть рядом со смертью, но не приглашать ее; быть знакомым с нею, но не думать о ней. Размышлениями о возможной смерти мы ее призываем. Запомним это. И вообще: жив тот, кто хочет жить! Потому мужество и подвиг должны обязательно быть на наших знаменах — только тогда призом в опасном путешествии по реке нам будет жизнь, и к финишу мы можем прийти триумфаторами.

Подумайте сами: если не удается избежать опасности на сплаве, то, что толку в трусости — она все равно не спасет! Что же остается? Последний гребок!!! Пусть он будет с виду даже нелепым и даже покажется абсурдным, но подобный отчаянный рывок к жизни — увидите — обязательно воплотится в успех, который, как известно, нас не ищет. Это мы должны его искать. Это наш путь в грохочущих реках, где ураган событий срывает с тельняшек полосу, где греби плота гнутся и хрустят, как былинки, а сердце готово вылететь из груди... Таково уж наше нелегкое ремесло... В этом крайнем положении надо, надо, надо набраться мужества и рискнуть! Кто не рискует, тот ничего собой не представляет! Он раб. Он не свободен. Ведь именно попадая в рисковые ситуации, мы растем!

Да и вообще, любое благородное дело сопряжено с риском, в том числе и с риском на воде. Правда, импотенты духа и этот миг просматривают через траурную вуаль, подчеркивая, что головой в омут лезут только дураки... Но общепринятые заключения — это всегда пагубный застой. Идеален ход, невыработанный человеческой логикой. Кто прислушивается к мнению большинства, никогда не совершит дерзновенного поступка! Ведь тут важен подход к делу!

Для примера вспомним немного истории.

Хорошо известный Александр Македонский, прежде всего, был путешественником и только потом великим воином. Историки говорят о том, что даже боялся той неведомой силы, что всю жизнь магнитом влекла его вдаль, к новым землям... Он со своим войском прошел пешком 12000 километров! Этого до сих пор никто не повторил... Вердикт стандартно мыслящих ученых таков: это мог сделать психически ненормальный человек... Вот вам оценка гиганта пути и его дерзновенного жизненного поступка...

Знаменитый Колумб, открыв для Европы Америку, предстал перед королевским двором с докладом. Его тут же обвинили в бесполезности путешествия и обсмеяли. (Вновь принижение того, на что не мог дерзнуть никто). Однако, Колумб не стушевался и попросил принести несколько куриных яиц и предложил присутствующим хотя бы одно из них поставить вертикально на гладкой столешнице. Никто не смог этого сделать. Тогда сам Колумб взял яйцо, слегка надбил у него одну из вершинок, без затруднений установил на стол и сказал историческую фразу: «Важен подход к делу!»


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Рафтинг покоряет любителей и профессионалов
  • Компьютерный спорт: виртуальные победы над реальными соперниками
  • Фотообзор: Футбол. Кубок УЕФА
  • Притяжение к неизведанному
  • Полулегальный спорт

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top