Ситуация на Балтийской АЭС: низкое качество проекта, новые угрозы и манипуляции «Росатома»


В городе Неман Калининградской области, граничащем с Европейским Союзом, 24 июля состоялись общественные слушания по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Балтийской АЭС. Слушания стали наглядной иллюстрацией методов работы "Росатома" - неудовлетворительное качество проектной документации и манипуляции общественным мнением, направленными на отвлечение внимания от низкого качества проекта. Тем не менее, усилиями оппонентов Балтийской АЭС на слушаниях все-таки была озвучена информация об опасности проекта, а также поставлен ряд наиболее важных вопросов. На ряд вопросов честных ответов так и не последовало. Вместе с этим, появились новые тревожащие факты, информируют редакцию «Великой Эпохи» экологи российского движения «Экозащита!»

Организация слушаний

При опросе, проведенном сотрудниками группы "Экозащита!" среди тех жителей Немана, кто участвовал в слушаниях, выяснилось, что около 500 человек были целенаправленно доставлены властями на слушания. Как и в случае с митингом "Единой России" за АЭС, прошедшим на прошлой неделе в Немане, сотрудникам нескольких предприятий приказали отправиться в середине рабочего дня на автобусах к месту слушаний, куда их заблаговременно впустила милиция. Привезенные местными властями «участники» слушаний получили указание занимать все свободные места вокруг и не впускать оппонентов строительства АЭС. С другой стороны, милиция получила указание выводить из зала всех, кто не нашел места.

Тем не менее, до 100 противников АЭС, не смотря на противодействие, смогли проникнуть в зал. Свыше 200 негативно настроенных к атомной промышленности жителей близлежащих районов, не были допущены властями к участию в слушаниях. Группа «Экозащита!» считает, что организация слушаний была изначально направлена властями и госкорпорацией «Росатом» на попытку манипуляции общественным мнением. Вместо честного обсуждения тезисов с двух сторон, была предпринята попытка не допустить противников АЭС на слушания. И эта попытка провалилась.

Проведение слушаний

«Росатом» подготовил более 20 человек, выступавших за АЭС, однако ни один из них не произнес и слова о предмете обсуждения на слушаниях - ОВОС проекта. Речи совпадали по ряду тезисов и были составлены в очень похожей стилистике, это указывает на не качественную работу автора, составившего все тексты. Более того, экспрессия и уровень аргументации большинства сторонников АЭС живо напоминали атмосферу коммунистического митинга 30-летней давности, когда строилось большинство АЭС, работающих сейчас в России.

Слушания проходили при большом скоплении милиции, которая ждала столкновений противников и сторонников АЭС. По нашим оценкам, в общей сложности к работе на слушаниях было привлечено не менее сотни сотрудников силовых структур, часть которых в штатском была рассредоточена по залу. Оказалось, что местные власти и «Росатом» были увлечены не организацией честного обсуждения проекта, а «военными действиями», существовавшими лишь в их воображении.

Ужасающее качество проекта

Усилиями противников АЭС небольшое время на слушаниях все-таки было уделено предмету обсуждения - ОВОС Балтийской АЭС. Надо заметить, что в начале июля «Росатом» и неманские власти публично отказались открыть доступ в интернете к полной версии этого документа, объемом 180 стр. И лишь благодаря «Экозащите!» полная версия ОВОС появилась в открытом интернет-доступе. (http://antiatom.ru/ab/node/1134)

Ведущие слушаний не позволили экологам озвучить все претензии к ОВОС, однако часть информации все-таки была донесена до участников слушаний. Во-первых, в проектной документации отсутствует внятное объяснение о судьбе отработавшего ядерного топлива после выдержки его в течение нескольких лет на АЭС. Именно вопрос превращения Калининградской области в ядерный могильник - один из наиболее обсуждаемых применительно к АЭС. По этому вопросу озвучены разные мнения, однако российские нормы требуют, чтобы такая информация была письменно изложена в ОВОС. Кроме того, в проектной документации отсутствует требуемое законодательством описание процесса демонтажа реактора после выработки ресурса и ряд других крайне важных сведений. По сути, отсутствует качественное сравнение альтернативных сценариев развития региона, что также является требованием к ОВОС.

Выступивший на слушаниях в Немане физик-ядерщик Андрей Ожаровский, эксперт группы «Экозащита!», заявил, что предлагаемый к строительству реактор (ВВЭР-1200) нельзя считать принципиально новым, так как базовый дизайн был разработан почти 50 лет назад. Кроме того, он подверг сомнению адекватность приведенной в ОВОС оценки о том, что последствия крупной аварии на АЭС не распространятся более, чем на 800 метров от реактора.

Также несколько выступавших отметили, что в ОВОС не содержится никаких сведений о трансграничном воздействии проекта, которые должны быть просчитаны для случая, когда АЭС строится в нескольких километрах от государственной границы. Ранее на этой неделе группа «Экозащита!» распространила карту, указывающую точное место строительства Балтийской АЭС. Посмотреть карту в интернете: http://antiatom.ru/ab/node/1156 (около 2,5 Мб) Согласно этим данным, АЭС планируется построить под международным воздушным коридором. Вместе с этим, реакторы Балтийской АЭС не рассчитаны на падение крупного пассажирского самолета. Еще одной претензией экологов служит то, что выбранная площадка не подходит для строительства, так как грунтовые воды находятся крайне близко к поверхности. Это доказывает, что сотрудники структур «Росатома» даже не удосужились провести качественные исследования в течение подготовки проекта.

Осуществление такого некачественного проекта может привести к«Мы считаем, что проект не готов к осуществлению, в документации отсутствуют необходимые данные, а большинство научных исследований либо не проведены, либо сделаны некачественно. серьезной аварии с выходом радиоактивности в окружающую среду", - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!».

Новая информация. Ядерные транспортировки через область и Санкт-Петербург

некоторые вопросы из зала. К сожалению, не вся информация была Во время слушаний, сотрудники атомной промышленности ответили на правдивой. В ответ на вопрос, будут ли на Балтийской АЭС закачивать радиоактивные отходы (РАО) под землю, как это делается сейчас на Калининской АЭС, со стороны представителя «Росатома» последовало отрицание факта закачки РАО. Тем не менее, в начале июля представитель группы «Экозащита!» посетил Калининскую АЭС и получил информацию о закачке РАО непосредственно от сотрудников станции. Кроме того, утверждалось, что отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с Балтийской АЭС будет транспортироваться в Красноярск-26, где осуществляется его переработка. Однако в этом ядерном центре происходит лишь хранение ОЯТ, а строительство завода по переработке было прекращено около двух десятилетий назад.

Отвечая на вопросы, замдиректора «Энергоатома» Сергей Бояркин заявил, что ОЯТ будут транспортировать через всю область в военный порт Балтийск, откуда на корабле переправят в порт Санкт-Петербурга. В том случае, если это правда, эта часть проекта, во-первых, должна быть подробно описана в ОВОС, а во-вторых, общественные слушания должны быть проведены по всему маршруту ядерной транспортировки. При транспортировке через порт Санкт-Петербурга, ОЯТ будет перевозиться через городской район Автово, где уже несколько лет идут протесты населения против перевозки зарубежных радиоактивных отходов.

При этом Бояркин ушел от ответа на множество вопросов, в том числе - зачем Калининградской области нужна АЭС, если в соответствии с утвержденными инвестиционными планами местного правительства еще до появления первого реактора в области будет производиться около 500 МВт «лишней» энергии. Не последовало ответа на вопрос об иностранных инвесторах, которых второй год обещает «предъявить» «Росатом», о том, когда появится решение федерального правительства о Балтийской АЭС.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Фигуранты дела "Арбат Престиж" выпущены под подписку о невыезде
  • Процедура переселение соотечественников в Россию будет упрощена
  • На штрафной стоянке в Москве сгорели два десятка автомашин
  • Краснодарский край: восемь человек погибли в результате автокатастрофы
  • Террорист взорвал себя у входа в концертный зал в центре Грозного. Есть жертвы


  • Top