Призрак башни над Петербургом

Автор: 10.09.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:40
«Охта-центр» в Петербурге. Фото: ALEXANDER DROZDOV/AFP/Getty Images
«Охта-центр» в Петербурге. Фото: ALEXANDER DROZDOV/AFP/Getty Images
Вместо предисловия. Одна активная гражданка позвонила на радиостанцию, ведущую диалоги со слушателями, и начала очень активно отстаивать свое мнение, при этом указывая, кто и что должен сделать. На вопрос ведущего, что сделает она сама, оппонентка ответила: «Пусть делает общественность!». «Разве Вы не общественность?», – спросил ведущий. «Общественность – это общественные организации», – прозвучал твердый ответ.

Суть дела.
Возможно, потому, что такое понимание преобладает в обществе, дела, касающиеся всех, по-прежнему обсуждаются на кухне. Пример – предполагаемое строительство 400-метровой башни «Охта-центра» практически в центре Петербурга. Сооружение такой доминанты определенно нарушит «небесную линию горизонта» города, признанную ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия. Горожане реагируют вяло.

Разумеется, все мы разные, есть согласные со строительством – кому же не хочется, чтобы в Петербурге появился суперсовременный культурный центр? Да такого масштаба, что в нем сотни человек смогут одновременно отдыхать, набираться сил, осматривать выставки, проводить семейное торжество, общаться с друзьями… Правда, многим не нравится, что людей все больше заманивают в мега-торгово-развлекательные центры. Вроде бы, в них есть все для выбора занятости по собственному интересу, но все это как-то напоминает искусственную подземную жизнь после глобальной катастрофы из фильмов ужасов.

Разумеется, согласны со строительством и окрестные «бабушки» (понятие относительное и не обидное), с которыми поработали представители заказчика (Газпрома) и наобещали им много-много полезного для района. Верно, что произойдет благоустройство территории, появятся рабочие места и прочее. Это хорошо.

Сколько же таких согласных? Официальная статистика утверждает, что большинство. Правда, это большинство – из одной тысячи опрошенных. К сожалению, большинство действительно преобладающее, просто не высказывается. Опрос на улицах (согласимся, не репрезентативный, как положено в статистике) показывает, что именно запредельная (в Петербурге часто даже заоблачная) высота вызывает недоумение и неудовольствие жителей.

Тем более что градостроительные правила Северной столицы ограничивают высоту застройки. Она возможна только после особого, обоснованного решения правительства города. По закону перед принятием такого решения должны быть организованы общественные слушания. Правда, чаще всего они формальны, на них не проводится голосование, и высказанные на них предложения имеют лишь рекомендательный характер.

На удивление общественности (не только общественных организаций), на день всеобщей занятости – 1 сентября – были назначены публичные «слушания по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта, предполагаемого к реализации на земельном участке, расположенном на Красногвардейской площади». Аккурат напротив исторического ансамбля Смольного.

Слушания состоялись. Формально закон соблюден. Дело за окончательным решением. Однако даже возможность попасть на них журналист Борис Вишневский сравнил с «входом на секретную военную базу, когда присутствовало много милиции, ОМОН, собаки и проводился личный досмотр».

Однако петербургская общественность высказывает также сомнение в законности этих слушаний. Представители Координационного Совета «Движение гражданских
инициатив» рассказали об этом на встрече в Институте региональной прессы в
Петербурге. В данном случае, речь не шла об оценке идеи строительства «Охта-центра»
(причем, проекта и даже предпроекта еще не существует, утверждают пришедшие), а о нарушении законодательства по проведению общественных слушаний.

Менее чем за 10 дней (а не за 20, по норме) и всего лишь в приложении к одной из
петербургских газет появилось сообщение о слушаниях. Обязательного заседания
районной комиссии по данному вопросу не проводилось. То есть, по закону,
проведенные слушания не имеют юридической силы, что «нарушает наши права,
гарантированные статьей 3 Закона Санкт-Петербурга, и права граждан на достоверную информацию и обеспечение участия граждан в решении затрагивающих их вопросов», – настаивает Евгений Карпов, председатель Координационного Совета. Он отметил также, что высказывать критику на слушаниях не позволялось.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Малков напомнил, что не было представлено «ни одного серьезного аргумента для запроса об отклонении в высотности».

Заключение.
Стало известно, что судья сочла поданное на незаконность слушаний заявление основательным для рассмотрения и открыла дело. Решение еще не принято. Но участники встречи заметили, что главное, чего добивается общественность – требовать соблюдения законности и уйти от психологии безнадежности. Все-таки общественность – это все общество, чье мнение и должна учитывать власть, а защищать – суд.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА