Год на дне

The Epoch Times16.08.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:28
Фото: Ramin Talaie/Getty Images
Фото: Ramin Talaie/Getty Images
Точкой отсчета мирового финансового кризиса стал день, когда «рухнул» крупнейший американский инвестиционный банк Lehman Brothers — 15 сентября 2008 года он подал заявление о банкротстве. Это событие стало знаковым для мировой экономики.

С одной стороны, падение такого крупного игрока продемонстрировало всему миру, насколько существенны проблемы в американском финансовом секторе. С другой, участники рынка до последнего надеялись, что банк удастся продать новым инвесторам. В частности, велись переговоры с Bank of America. Однако, вопреки ожиданиям рынка, в последний момент инвесторы отказалось от покупки Lehman. Вместо этого 14 сентября Bank of America объявил о приобретении за $50 млрд банка Merrill Lynch.

В ночь на 15 сентября Lehman Brothers обратился в суд с просьбой о защите от кредиторов. Другого выхода у банка не было — капитализация компании за один день сократилась на 90%, а Минфин США не стал закачивать очередную порцию денег в финансовый сектор и выкупать обесценивающиеся активы Lehman. Участникам рынка стало ясно, что американская финансовая система в ближайшие месяцы изменится до неузнаваемости.

Банкротство американского инвестбанка вызвало «эффект домино». Биржи США, Европы и Азии ушли в «штопор». После того, как были опубликованы финансовые итоги III квартала, выяснилось, что на грани разорения оказалось большинство игроков. Последствия американского финансового шока привели к стагнации на мировом кредитном рынке. Иностранные займы для банков развивающихся стран, в том числе российских, стали недоступны. Тогда впервые заговорили о «кризисе доверия» — участники рынка перестали кредитовать население, предприятия и друг друга, опасаясь, что каждый день будет приносить новые банкротства и разорения.

С переменным успехом власти США пытались спасти системообразующие компании — такие, например, как корпорация AIG.. Эта страховая компания напрямую связана с различными отраслями экономики, и самое главное — именно она предоставляла гарантии по американским облигациям, в том числе ипотечным. Активы AIG составляют $1,1 трлн, у нее 74 млн клиентов в 130 странах мира. Осенью 2008-го государство выкупило 80-процентный пакет корпорации, потратив на эту сделку $85 млрд бюджетных средств. Тем не менее, по итогам года потери AIG составили $99,3 млрд.

В бедственном положении оказались также ипотечные корпорации Fannie Mae и Freddie Mac. В IV квартале 2008 года убыток Freddie составил $23,9 млрд. Fannie Mae тоже понесла колоссальные потери и обратилась за помощью к государству, оценив свое спасение в $19 млрд. С учетом того, насколько существенной была роль ипотечных компаний в мировой финансовой системе (одна только Россия вложила в их бумаги $100 млрд), стало очевидно, что правительству США придется поддерживать «ипотечников».

Тем временем очередь из страждущих получить госпомощь продолжала расти. 20 сентября 2008 года в Конгресс США был направлен подробный план с описанием того, как надо бороться с финансовым кризисом, и сколько денег придется на это потратить. Схема получила название «план Полсона» — в честь бывшего министра финансов США. Объем госпомощи в рамках проекта составил около $700 млрд.

Месяцем позже план по оздоровлению финансового сектора был утвержден странами Еврозоны и Россией. В декабре 2008 года представители Минэкономразвития РФ объявили о начале рецессии. Цены на нефть продолжали падать — в декабре баррель «черного золота» подешевел до $44, а в январе 2009 года — до $35,4. На фоне удешевления нефти российская валюта с сентября 2008 года по январь 2009 года обесценилась на 6 рублей по отношению к доллару. На поддержку банковского сектора с начала кризиса в России планировалось потратить 1 трлн рублей — это должно было остановить массовые банкротства банков, отток средств вкладчиков с банковских депозитов и новую волну девальвации рубля.

Сейчас уже очевидно, что первая фаза мирового кризиса оказалась самой тяжелой как для США, так и для остального мира. Власти развитых и развивающихся стран просто не ожидали, что финансовый шторм окажется столь разрушительным. Так, экономика Еврозоны в октябре-декабре 2008 года сократилась на 1,5% (по прогнозам Еврокомиссии, в текущем году ВВП уменьшится на 2,2-3,2%), а ВВП США рухнул на 3,8% — это максимальное падение с 1982 года.

После того, как участники рынка начали принимать «пожарные меры», экономики США, Еврозоны и России продолжали падать по инерции — оставалось только наблюдать и вовремя подбрасывать новые порции денег. По оценкам МВФ, государства-лидеры потратили на борьбу с экономическим кризисом более $10 трлн. Самые масштабные антикризисные программы были приняты в США (около $3,6 трлн) и Великобритании ($2,4 трлн). Из федерального бюджета РФ в I полугодии 2009 года было потрачено 342 млрд рублей.

По мнению экспертов, сейчас потребность мировой экономики в деньгах уже не столь велика, как в начале года. Однако она по-прежнему есть, о чем в своей речи, приуроченной к годовщине кризиса, заявил президент США Барак Обама. По его мнению, за последние месяцы обстановка в экономике заметно изменилась к лучшему. «Ранее высказывались опасения в отношении того, что администрации потребуется направить дополнительные средства из бюджета для окончательной стабилизации. Вместо этого мы смогли аннулировать резерв в размере $250 млрд, специально отложенный в бюджете (на случай усугубления ситуации). Опасения не оправдались», — заявил глава Белого дома.

Власти Еврозоны также настроены оптимистично. В последнем прогнозе Еврокомиссии предусматривается незначительный рост экономики ЕС уже во второй половине года. По словам еврокомиссара по экономическим и монетарным делам Йоакина Амуньи, «ситуация улучшилась, преимущественно благодаря беспрецедентному количеству денег, вложенных в экономику центральными банками и властью». Еврокомиссия ожидает, что по итогам этого года падение ВВП во всех странах ЕС будет составлять 4%.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин уверен, что экономика России будет восстанавливаться одновременно с Евросоюзом. Как заявил министр 15 августа, первым месяцем выхода России из кризиса стал июль. «Наши меры (антикризисные) позволили уже в июне иметь рост ВВП — 0,4% по отношению к маю», — сказал глава Минфина. Он также сообщил, что рост ВВП РФ в июле составил 0,5% по отношению к предыдущему месяцу. А сегодня, заключил он, «у нас уже нет никаких сомнений» в том, что III квартал станет кварталом полноценного выхода страны из рецессии.

Впрочем, несмотря на бодрый настрой чиновников, до процветания еще далеко. «Токсичные» активы продолжают копиться на банковских балансах, кредитный рынок по-прежнему парализован, а потребительский спрос во многих странах, в том числе в РФ, сокращается. Очевидно, что для России кризис закончится тогда, когда восстановятся экономические показатели крупнейших потребителей нефти и газа — США, Европы и КНР, что, в свою очередь, подтолкнет цены на энергоносители. Однако пока правительство закладывает средства на капитализацию финансового сектора в бюджеты 2009 и 2010 годов.

Источник: rosbalt.ru

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА