Загадочный человеческий мозг

The Epoch Times16.09.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:40
Тибетский монах во время молитвы. Фото: EMMANUEL DUNAND/AFP/Getty Images
Тибетский монах во время молитвы. Фото: EMMANUEL DUNAND/AFP/Getty Images
Мозг человека по сей день остается для нас одной из непостижимых загадок. Он представляет собой сложную и творчески одаренную систему познания мира. Несмотря на то, что путем анатомирования, гистохимии, томографии, электроэнцефалографии мозг изучили достаточно хорошо, однако основные вопросы так и остались нерешенными.

Давайте попробуем посмотреть, как рассматривали и изучали мозг на протяжении далеких времен. Первое, дошедшее до нас описание мозга, принадлежит Египтянам. Оно содержится в так называемом «хирургическом папирусе Э. Смита». Здесь движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Повреждения мозга, по мнению египтян, вызывали болезненные состояния в других частях тела (параличи и парезы).

Древнегреческая медицина по сравнению с египтянами не ограничилась простым наблюдением и приступила к более радикальным исследованиям — трепанациям. Само слово «трепанация»- греческого происхождения («трепаной»- буквально «сверло», «бурав»). Теоретической базой для трепанирования простых переломов костей черепа служило представление о скоплении жидкостей в его полости после травмы. Гиппократ описывает случаи параличей и судорог на стороне, противоположной травме. Эскулапы Древней Эллады предостерегают от трепанирования в области костных швов, череватого повреждениями твердой мозговой оболочки и ее сосудов.

Наверное, первое описание мозговых оболочек можно встретить у Герофила Александрийского, в III веке до н. э. Он дал названия твердой и мягкой оболочкам и открыл сеть сосудов на поверхности мозга, синусы твердой мозговой оболочки и места их слияний. В том же веке Эразистрат описал желудочки мозга и отверстия, связывающие боковые желудочки с III желудочком. Наибольшая же заслуга в области изучения ликворных пространств, принадлежит Галену (131 — 201 гг.), впервые подробно описавшему мозговые оболочки и желудочки мозга.

Современная система представлений о работе мозга начала закладываться в XIX веке. Такому развитию способствовали исследования К. Гольджи (1844-1926) и С. Рамон-и-Кахаля (1852-1934). Научная монография С. Рамон-и-Кахаля «Гистология нервной системы человека и позвоночных животных», была впервые опубликованная в 1904 году на испанском языке. Она и посей день остается фундаментальным трудом по морфологии нервной системы. В результате современных исследований мозга на различных уровнях (химическом, анатомическом, физиологическом, эмбриологическом и психологическом) и сложилась существующая область знаний.

Чудесный орган

Большинству людей известно, что мы используем потенциал своего мозга, по разным данным, от 5 до 30%. Интересно, если бы мы смогли использовать наш мозг на 100%, какие бы способности у нас открылись? Теликинез? Телепатия? Пока современной науке это не ведомо…

Не знает она, например, и что такое память. Как среди всех лиц на улице мы узнаем своего знакомого, которого не видели много лет? В каком виде «хранится» его внешний вид в нашей голове? Если считать, что на каждый акт запоминания требуется образование в мозгу еще одного вещества (кусочка белка), то, чтобы запомнить гигантское количество информации, которой мы оперируем, человеку потребовался бы мозг размером с земной шар.

Некоторые древние медицинские трактаты, принадлежащие различным культурам, придают мозгу человека более высокое значение. Например, согласно канонам традиционной китайской медицины, мозг человека отличается от других органов. Он не относится к категории органов Цзан Фу (пищеварительной, мочеполовой, сердечно-сосудистой и дыхательной систем), а относится к органам «чудесным». Необходимо отметить, что китайская медицина и различные методы совершенствования системы Дао развивались на основе общих принципов и имеют множество общих понятий. Многие знаменитые медики прошлого были практикующими даосами, достаточно вспомнить знаменитых медиков Тао Хун Цзина и Сунь Сы Мяо.

Головной мозг согласно традиционной китайской медицине имеет в своем составе «Девять дворцов». Некоторые из них соответствуют современным анатомическим понятиям. Например, «Дворец Нивань», располагается в области пинеальной железы (шишковидной железы).

Пинеальная железа относится к подкорковым центрам зрения. С ее деятельностью также связывают различные видения и галлюцинации. Последние исследования учеными шишковидной железы открыли интересную особенность. Оказывается, передняя часть шишковидной железы имитирует наши глаза только в более простой форме! Зачем нам глаз внутри головы?

Древняя китайская наука утверждает, что «Дворец Нивань» является вместилищем человеческой души. Подобным образом рассматривают эту структуру и другие источники. Пинеальная железа соответствует шестой чакре аджна в ведической традиции, оку Брахмы в индуизме или является «седлом души» в теориях Декарта. Быть может видения, сны и галлюцинации – это, то, что видит душа из других пространств и измерений.

И как получилось, что независимо друг от друга различные культуры и системы совершенствования, принадлежащие к разным эпохам и частям света едины в понимании значения этой части головного мозга. Возможно, упрямо отвергая сверхъестественные способности головного мозга и рассматривая его только поверхностно, мы, прежде всего, ограничиваем свое понимание.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА