Мир кукольника


Кукольник Владимир Захаров. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха Кукольник Владимир Захаров. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха

Куклы, придуманные и сделанные  Владимиром Захаровым. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха Куклы, придуманные и сделанные Владимиром Захаровым. Фото: Ульяна КИМ/Великая Эпоха

Его спектакли проходят на «Ура!», маленькие и не очень маленькие зрители наперебой кричат на спектаклях: «Смотри, смотри! Они шевелятся, они живые!». И еще слышится восторженное: «Вы - папа Карло XXI века!» И это все о нем - о кукольнике Владимире Захарове из Томска. В уникальном культурно-образовательном туристическом центре «Этномир», расположенном в Калужской области, в одной из построек в стиле северорусской бревенчатой, со сдвоенными через сени, избы мы встретили…веселого кукольника.Перед началом спектакля Владимир Захаров согласился ответить на вопросы журналиста газеты «Великая Эпоха».

- Владимир Яковлевич, почему у Вашего театра такое необычное название - «Два плюс ку»?

- А потому, что «Два плюс ку» означает «два человека плюс куклы». У меня в театре работают два человека – я и мой сын Яков. «Кукла на запястье»

- так называется представляемая мною кукла. Сама кукла крепится на перчатку сверху и соединяется со всеми частями перчатки. Стоит только мне пошевелить кистью, как вся куколка приходит в движение. А называется «на запястье» потому, что перчатка закрепляется на запястье.

- Каков собственно замысел художника?

- Конечно, в свое время я не думал делать свой театр. Я собирался делать сценографии кукол для других художников и режиссеров, но… так получилось, что пришлось все делать самому: и придумывать сценарий, и разрабатывать кукол и играть роль актеров. Но пришлось так пришлось, я ни о чем не жалею. Безумно интересно быть и актером, и режиссером. Конечно, нелегко все это придумывать в театре кукол. Тем более, что я по специальности инженер, и у меня в голове крутятся все эти усложнения из робототехники, которые я тут применяю, видите?

Во-первых, все эти приспособления облегчают мне работу как актеру. Ведь на сцене я работаю один, мне не нужен ни светотехник, ни звукооператор, поскольку все это делает электроника. А я могу спокойно творить.

Во-вторых, безумно интересен сам процесс собирания кукол. Бывает, соберешь только глазки, и черепушка еще открыта, а кукла вдруг взглянет на тебя совершенно живыми осмысленными глазами. Это ощущение ни с чем не сравнить.

- Что было определяющим для Вас при выборе профессии?

- Я кукольником стал неслучайно. Сначала я пытался стать инженером, хорошим инженером, занимался робототехникой. Однако после семи лет работы в качестве инженера я понял, что это не мое. В нашей стране в 80-е годы все это было похоже на игру в погоне за большими деньгами. Поэтому, когда меня пригласили в театр помочь в постановке «Мастера и Маргариты», я с удовольствием согласился и перешел работать в театр. Оказалось, в театре работать намного интереснее, чем на производстве.

- Как рождаются Ваши куклы?

- Сам процесс изготовления куклы несложный, у меня на сайте расписана вся технология, главное - начать. «Куклы на запястье» позволяют одному актеру управлять двумя персонажами. Видите, ручки кукол закреплены на мизинце и большом пальце. Руками куклы не размахивают, но при этом получается эффект чрезвычайной подвижности. Это достигается через небольшие, но точные движения - достаточно точные, чтобы передать всю палитру чувств, которые переживают куклы.

- Как и у любого мастера, у Вас наверняка есть свои секреты в ремесле. Не могли бы Вы рассказать нам о некоторых из них?

- Большая выразительность достигается асимметричностью пропорций фигуры и лица кукол. Считаю самым большим недостатком в современных куклах то, что они выглядят как нарисованные, то есть идеальными. Ведь в природе мы не так выглядим. Вот смотрите, видите, мизинец управляет глазками: туда-сюда, безымянный палец – это рот, большой палец – качание головой. В этом случае ручками куклы с управляемым отдельно каждым пальчиком работает левая рука.

Бывает, что работаешь с одной сложной куклой, например, с ёжиком, приходится говорить за двоих. У меня есть спектакль, где ёжик разговаривает и говорю я. Тут надо постараться говорить так, чтобы никто не заметил, что это говорит кукла. Для этого я использую достаточно простые всем известные приемы: когда сам говоришь, то более активен, когда говорит кукла - лицом меньше ерзаешь. Но этот процесс общения с куклой ну о-о-очень завлекателен! (смеется). Мне нравится процесс, когда сделаешь ручки, соберешь их все вместе, сделаешь из лески шарнирчики и крепишь их. Ручка на кукле еще слабая и сама не двигается и очень такая по-детски нежная, беззащитная. Потрясающий процесс.

Слушая неспешный рассказ Владимира Захарова, невольно возвращаешься в мир детства. Он сам при этом весь светится изнутри, а воображение уже увлекает вас в давно забытый мир сказок. Лучшей наградой для сказочника может быть только счастливый детский смех во время представления. И слезы, и вздохи огорчения, и восторг, и радость.

Перед глазами на миг промелькнули серо-черные ряды современных магазинов игрушек с целым арсеналом оружия и диких масок кукольных фигур, в которых нет ничего человеческого. И подумалось: хорошо, еслибы чаще встречались в нашей жизни такие кукольники, как Владимир Захаров.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Телевидение Новая Династия Тан
  • «Добромыслов разбудил своей неуемной энергией наш крошечный городок…» (часть 3)
  • «Добромыслов разбудил своей неуемной энергией наш крошечный городок…» (часть 2)
  • У той нации нет будущего, которая не помнит своего прошлого (часть 1)
  • «К слову о крестьянской избе»

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top