Балет «Спартак»: еще одна премьера

The Epoch Times21.10.2009 Обновлено: 08.09.2021 11:58
Анастасия Любомудрова: «Фригия – одна из моих любимых партий. Реальные чувства этой женщины живы   через две тысячи лет. Любовь всегда жива». Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха
Анастасия Любомудрова: «Фригия – одна из моих любимых партий. Реальные чувства этой женщины живы через две тысячи лет. Любовь всегда жива». Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха
Балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна, теперь всемирно известный, был поставлен в Мариинском
(тогда им. С. М. Кирова) театре в 1956 году великим мастером хореографии Леонидом Якобсоном.
Спустя
полвека, к двум десяткам мировых постановок «Спартака» прибавилась еще одна – Петербургский Театр балета им. Л. Якобсона вновь обратился к замечательному творению своего основателя.

Штрихи к истории римской и балетной

В советские времена при господстве идеологии борьбы и героической смерти был чрезвычайно популярен роман Р. Джованьоли «Спартак», возвышающий идею противоборства тирана и народа. Речь об эпохе заката Римской империи, гибнущей в моральном разложении, когда соседствовали придворные пиршества-оргии, циничные развлечения в цирках, где человек был вынужден убивать другого человека, презрение к жизни, поклонение кровавым богам.

Это история героического фракийца по имени Спартак, попавшего в плен к римлянам и проданного в школу гладиаторов. Страдания от бесправия и унижения, гибель друзей по прихоти деспота у власти, все это вызывает взрыв возмущения, и Спартак возглавляет восстание рабов, которое охватывает всю Италию. Но попытка мщения кончается крахом. Спартак погибает в бою с легионерами правителя Красса.

Тема восстания рабов стала основой замысла балета «Спартак». Театровед Н. Волков еще в начале 1930-х годов приступил к созданию либретто спектакля. Однако известно, что он писал его не по роману, а по трудам историков древности – Аппиана и Плутарха. Античные историки описывают Спартака, фракийца из пастушеского племени, как мужественного человека, «отличавшегося умом и мягкостью характера», более «походившего на эллина», чем на пастуха.

Музыка Арама Хачатуряна точно соответствует его пониманию сути драматической истории: «Балет задуман мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности».

Успех постановки был ошеломляющим. Спектакль захватывал зрителей не только драматическими сценами поединков, любви и… коварства, он поражал историзмом движений, костюмов и общей красотой сцен.

Например, историки искусства отмечали поразительное решение сцены восстания. Якобсон уже как великий драматург вывел на темную сцену большое количество актеров со светильниками в руках. Их беспорядочное движение во тьме создавало ощущение движения горячей лавы, охватывающей страну.

В 1958 году в Большом театре состоялась премьера «Спартака» в постановке Игоря Моисеева, которая не считается удачной.

Но более всего зрители запомнили яркие сцены «Спартака» Юрия Григоровича: спектакль был снят, в отличие от якобсоновского, на кинопленку, и зрители всей страны любовались балетом с великолепным Марисом Лиепой в роли Красса.

Сохранить наследие Якобсона

К 40-летию Театра балета им. Л. Якобсона его нынешний художественный руководитель Юрий Петухов, педагоги-репетиторы, артисты по крупинкам воссоздавали балет, следуя воспоминаниям и указаниям непосредственных участников постановки той далекой поры.

На пресс-конференции, проведенной накануне премьеры в ИА «Росбалт» Петербурга, Юрий Петухов рассказал о замысле новой постановки: «Это не реставрация первого балета, хотя корректно сохранены все основные танцы Якобсона». Этим выбором подчеркивается и утверждается основное направление театра – сохранение наследия Якобсона. В воссозданном спектакле «это особенно касается этрусского танца. Это точное воплощение по вазописи танца этрусков, сливающегося с музыкальной партитурой», – говорит Петухов.

Зрители действительно увидели на сцене другой спектакль. Все действие сосредоточено внутри арены: так сразу оказываешься «в эпохе». Небольшое изменение декорации – и зритель видит то дворцовые залы, то место сражения, то сцену разнузданного праздника сатурналий.

Как и прославленный оригинал, нынешнюю версию балета открывает эпизод «Триумф Рима». По-прежнему не оставляет равнодушным хореография Якобсона. Однако сегодня зритель замирал не от брутальных сцен на арене цирка или сражения за свободу, а от лиричной музыки и эмоциональных сцен свиданий Спартака и Фригии в исполнении Юрия Смекалова (солиста Мариинского театра) и Анастасии Любомудровой. Балерина передала танцем то, о чем говорила на пресс-конференции: «Одухотворенная трагическая Фригия – одна из моих любимых партий. Стремлюсь движением передать мысль, что реальные чувства этой женщины живы через две тысячи лет. Любовь всегда жива».

После премьеры

«Каждый такт Якобсона драгоценен. Но его не знают, он не идет. Сегодня мы вновь можем увидеть совершенное творение хореографа. Решена задача – дать увидеть» – считает историк балета Ольга Розанова.

Да, это не была реставрация. Красивое, местами захватывающее, местами удушающее от очень реалистичного изображения падения Рима зрелище. Никто не в силах вырваться из каменных стен цирка.

Мгла окутывает поле битвы, лишь скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака, оплакивает павшего героя. Скорее печально, не хэппи-энд.

Дальнейшие планы Театра балета им. Л. Якобсона грандиозны: разработана концепция гастролей в римских амфитеатрах Средиземноморья Италии, Испании, Израиля.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА