И кому они нужны, эти форты?


Фото: Светлана ВолодинаФото: Светлана ВолодинаНа борту парусно-моторной яхты "Селенга" журналисты-экологи совершили трехдневное ознакомительное плавание по акватории Финского залива. Организатором водного пресс-тура выступил региональный Зеленый Крест при содействии общественного совета "Росатома".

Основной акцент был сделан на осмотре фортов, построенных на искусственных островах в Финском заливе. Масштабные оборонительные сооружения возводились здесь с начала XVIII столетия. Интересный факт: до 1917 года с большинства из них не было сделано ни одного боевого выстрела. Само их наличие заставляло потенциальных противников отказываться от штурма Санкт-Петербурга со стороны моря. Во время Великой Отечественной войны расположенные на них зенитные батареи защищали Ленинград от воздушных налетов. Военные покинули форты только в 60-х годах прошлого столетия.

С тех пор эти без преувеличения уникальные, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, сооружения пребывают в состоянии упадка. Единственные, кто интересуется ими - это отдыхающие, владельцы прогулочных яхт. Со всеми вытыкающими последствиями. На территории форта "Граф Милютин" (первоначальное название - Южная батарея 3) журналистами - участниками экспедиции были обнаружены все признаки "цивилизации": пластиковые пакеты, бутылки, кострища, пивные банки. Пришлось пойти на экспромт - провести небольшую акцию по уборке мусора.

На форту "Тотлебен" ("Первомайский") ситуация несколько иная. Его уже в течение двадцати лет на добровольных началах курирует петербургский художник Владимир Ткаченко. Им было отреставрировано несколько помещений форта, а также создана небольшая музейная экспозиция, рассказывающая о его истории. Занимается этим Владимир и, как говорится, по велению сердца и с надеждой, что городские власти все-таки обратят внимание на фортификационные сооружения Финского залива и выделят средства на их реставрацию. Дело не только в их архитектурной и исторической ценности. Они имеют большой коммерческий, культурный и даже образовательный потенциал.

"У нас давно существует идея организовать на "Тотлебене" международный молодежный морской экологический центр, полевую базу для студентов-экологов, где они могли бы заниматься практической работой, связанной с отбором и анализом проб воды в рамках специализированных учебно-исследовательских программ, - говорит один из участников водного пресс-тура Вадим Скворцов, президент Фонда поддержки органов экологического контроля и обеспечения экологической безопасности Северо-Западного федерального округа. - Для учащихся это была бы уникальная возможность изучать экосистему Финского залива, так сказать, изнутри. Мы уже организовывали на "Тотлебене" несколько пилотных молодежных лагерей, но создать стационарную базу мешает банальная причина - недостаток финансирования".

Что касается коммерческого использования, то, по мнению Вадима Скворцова, на некоторых фортах можно было бы открыть минигостиницы, развлекательные заведения, сделать их полноценными рекреационными объектами и предметом морского экологического туризма. Такие попытки, кстати, уже предпринимались.

Речь идет о фортах "Великий князь Константин" и "Александр I" ("Чумной"). На "Чумном" проводились масштабные дискотеки, опен-эйры, впоследствии, правда, закрытые по причине большого количества правонарушений со стороны организаторов и участников мероприятий.

Что касается "Константина", то у коммерсантов на его счет имелись более амбициозные планы - реставрация, открытие гостиницы и ресторана "под старину", казино. Полностью реализованы они до сих пор не были. С одной стороны, сказалась нехватка средств, с другой, проблемы с юридическим статусом сооружений.

Между тем прилегающая к "Константину" территория используется не только в рекреационных, но и в природоохранных целях. На ней располагается морской общественный экологический пост, функционирующий в рамках общественной организации "Кронштадт-ЭКО". Волонтерами поста являются судоводители-любители, которым не безразлична чистота акватории залива.

Помимо знакомства с фортами, участники пресс-тура имели возможность наблюдать за ходом работ по строительству южного "крыла" дамбы "Кронштадт - Бронка".

"Финский залив - это уникальный водный, культурно-исторический и рекреационный ресурс, - считает Юрий Шевчук, председатель регионального Зеленого Креста. - К сожалению, в настоящее время не используется и малая часть его потенциала. Если говорить о развитии туризма в Санкт-Петербурге, то Финский залив при правильном подходе мог бы стать такой же достопримечательностью, как и архитектурные памятники, реки и каналы нашего города".


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • На Камчатке подтверждены два случая заражения гриппом А/H1N1
  • Норд-Ост: о чем нельзя забыть
  • РФ отменила повышение экспортных пошлин на необработанную древесину в обмен на строительство газопровода Nord Stream
  • Обстрел автомашины Макшарипа Аушева велся с трех сторон
  • Из-за ОРВИ в Благовещенске закрыты все школы


  • Top