Кинообзор: «Солнце»

The Epoch Times01.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:24
Иссей Огата в роли императора Хирохито в фильме Александра Шакурова «Солнце». Снимок предоставлен Lorber Films
Иссей Огата в роли императора Хирохито в фильме Александра Шакурова «Солнце». Снимок предоставлен Lorber Films
Могущественная политическая власть сама по себе, кажется, не представляет интереса для Александра Сокурова. В своей тематически связанной серии фильмов о «великих вождях» российский режиссер концентрирует внимание на известных исторических персонажах на заре их власти. Ранее Сокуров уже обращался к образам Гитлера и Ленина, как к безнадежно извращенным своим безрассудством и неуемным аппетитом к власти (в фильмах «Молох» и «Телец»).

Японский император Сёва (на Западе более известен как Хирохито), предстает зрителю намного более человечной личностью, когда он отказывается от своего божественного положения в картине Сокурова «Солнце», в этой третьей части тетралогии, премьера которой состоялась в Film Forum в эту среду.

Император никогда не расстегивал рубашку и не открывал дверь, ведущую к его душе. С рождения привыкший к постоянному присутствию обслуживающего персонала, он кажется наивным незнайкой в мире житейских проблем. Но, вполне возможно, он также является и военным преступником. С прибытием американских оккупационных войск расплата казалась неизбежной, но все же остается неясным, полностью ли осознавал свое опасное положение, сохраняющий абсолютное спокойствие император.

Возможно, «Солнце» даже не могли бы поставить японские создатели фильмов. Сам будучи оператором фильма, Сокуров создал мрачный, неземной мир из оттенков прозрачно-серого и коричневого, отражая пугающее отдаление Хирохито от реальной жизни. Раздражительный и неуклюжий, он с трудом соответствовал величественному образу. Японский актер Иссей Огата преподносит действительно смелое исполнение, живо очеловечивая и принижая эту культовую национальную личность. Но в отличие от других персонажей Сокурова, высокородный Хирохито действительно способен на истинное великодушие и, возможно, даже на искупление грехов.

Занося в летопись дни, ведущие к отречению Хирохито, картина «Солнце» на поверхностный взгляд кажется не богатой событиями. Тем не менее, Шакурову и привлекающему внимание Огате удалось передать глубокую внутреннюю драму бесспорного вождя. Особенно интригующи напряженные встречи Хирохито с генералом Дугласом МакАртуром, главнокомандующим оккупационных войск Америки, которые могли прямо определить будущее японской нации. Хотя и не имея прямого сходства, Роберт Доусон как генерал, по меньшей мере, демонстрирует отличную военную выправку и манерность, наглядно контрастируя со сдержанным императором.

Не слишком ли легко Сокуров и автор сценария Юрий Арабов простили Хирохито его причастность к военным преступлениям Японии? Возможно. Но всё же, они представили увлекательное исследование духовно изуродованной личности, неожиданно оказавшейся перед лицом обстоятельств на критическом стыке истории. В отличие от Ленина и Гитлера, Хирохито Сокурова действительно больше заботится о благополучии своего народа, чем о своем собственном. Ему легче чувствовать связь со своей страной на макроуровне, чем общаться с людьми в индивидуальном порядке, в том числе и со своей супругой.

Снятая с приличествующим почтением, картина «Солнце» является глубокомысленным изучением таких понятий, как власть и величие. Хотя в Японии её, возможно, считают спорной из-за отображения императора Сёвы, как смертного человека худощавого телосложения и с по-детски непосредственным поведением, «Солнце», на самом деле, глубоко сочувственное отображение Хирохито и его соотечественников. Показ фильма начался в среду в Film Forum (18/11).

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА