И свершилось ЧУДО…

The Epoch Times03.12.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:41

Кадр из фильма «Чудо». Фото с сайта win.ru


Кадр из фильма «Чудо». Фото с сайта win.ru
На состоявшемся в ноябре 31-м Московском международном кинофестивале кинокартина Александра Прошкина «ЧУДО» получила специальный приз жюри основного конкурса – «Серебряного Георгия», второй по значимости награды. Фильм поставлен по реальным событиям, произошедшим в Куйбышеве (ныне Самара) в 1956 году с работницей трубного завода Зоей Карнауховой. Произошло НЕЧТО, которому наука не может пока дать объяснения. Но оно свершилось на глазах у всех, и этот факт не смогла скрыть даже всевластная тогда ЦК КПСС.
Сценарий к фильму
написал Юрий Арабов. Нынче это самый значительный российский кинодраматург. Зритель хорошо помнит широко известные его работы как «Господин оформитель», «Доктор Живаго». Драматург открыл маленький секрет, что история с Зоей знакома ему самого детства. Мальчику поведала о чуде нянечка баба Лиза. Но Арабов в нее не верил, пока в начале 1990 годов не наткнулся на опубликованные отрывки документов из сгоревшего архива. И там он обнаружил сведения о том, что «Стояние Зои» рассматривали на заседании обкома партии в 1956 году.

Г-н Арабов также вспомнил, что, когда писал сценарий к фильму, случайно встретил немолодую женщину по имени Пелагея. Она оказалась свидетельницей той загадочной истории. В те годы было ей 13, и она со всеми бегала на Чкаловскую, чтобы посмотреть застывшую Зою. Рассказывала, как молодежь скрывалась от конной милиции, как требовала у охраны пропустить в дом. Женщина пояснила: « Мы даже на ночь не расходились. И хорошо было слышно, как из дома по Чкаловской доносились громкие стоны-завывания. Жуткий стон ее эхом разносился по ночному городу. Этих стонов мне не забыть…»


Режиссер

— Александр Прошкин, один из лучших отечественных режиссеров. Достаточно вспомнить его или «Михайло Ломоносов», «Капитанская дочка», «Трио» или замечательную экранизацию романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

Основная мысль новой картины:
мы живы до тех пор, пока способны воспринимать чудеса. Александр Прошкин считает, что фильм «ЧУДО» затронет скорее нравственные проблемы, чем духовные.

Актеры.
В фильме снимались Константин Хабенский, Сергей Маковецкий, Полина Кутепова, Мария Бурова, Виктор Шамиров, Виталий Кищенко, Александр Потапов, Анна Уколова

Производство.
Студия «Амкарт» / Централ Партнершип, Россия, 2009

Жанр.
Драма/триллер

О работе над фильмом

Юрий Арабов заменил место действия, имена героев, ввел новые персонажи (Хрущев, журналист), несколько поменял акценты.

Прикосновение к чуду, произошедшему с реальной Зоей, как признались авторы фильма Юрий Арабов и Александр Прошкин, явилось для обоих «знаком того, что дальше так нельзя, надо заглянуть в себя».

Сердце билось в камне.

Реальная история, предшествующая созданию фильма

Это произошло в 1956 году в Самаре. Тогда город назывался Куйбышев. Зоя пригласила к себе своих подруг и молодых людей на вечеринку. Шел Рождественский пост, и Зоина мать, женщина верующая, была против веселья – не время, мол, в пост гулянья устраивать. Но Зоя отмахнулась: подумаешь, все празднуют!

Вечером молодежь собралась за столом. Выпили-закусили, пошли танцевать. Парень, с которым Зоя встречалась, почему-то не пришел. Зоя сидела одна: не было пары. И вдруг, в досаде, она подхватывается, снимает со стены икону Николая-Чудотворца: «Раз моего Николая нет, буду танцевать со святым Николаем!». Гости опешили: «Ты, что делаешь, это же грех!» Зоя вызывающе бросила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» И закружилась в танце. Когда она пошла на третий круг, комната наполнилась шумом, внезапно потемнело, поднялся вихрь. Затем ослепительный свет с треском разорвал темноту. Всех охватил смертельный ужас. Гости ринулись вон из избы. Лишь Зоя застыла на месте, не в силах сделать ни шага. Когда все закончилось, молодежь вернулась. Они застали Зою, стоящую с крепко прижатой к груди иконой. Застывшая, , холодная, не подававшая признаки жизни, девушка была похожа на мраморное изваяние. Ее лицо было почти белым. Подруги и друзья попытались сдвинуть ее с места – бесполезно. Ноги вросли в пол. Но сердце билось. Вызвали «скорую». Врачи решили убрать спазм, пытались сделать укол – иглы гнулись, но в тело не входили. Хотели приподнять и положить девушку на кровать, но не смогли даже сдвинуть с места.

На «скорой» тогда работала некая Анна Павловна Калашникова. После вызова она помчалась к своим родственникам и сообщила: «Вы тут спите, а весь город уже на ногах!» И рассказала об окаменевшей Зое, хотя и давала подписку о неразглашении. Но уж больно незаурядный случай. Она же и открыла родственникам, что только что была в этом доме по вызову. Видела Зою, видела икону, жуть!

Весть об этом явлении быстро разнеслась по городу, а потом и по стране. К дому по улице Чкаловской потянулись люди, много людей – верующие, медики, просто любопытные. Все хотели увидеть ЧУДО.

Оказавшиеся в замешательстве власти, опомнились и выставили милицейский кордон. Желающих посмотреть окаменевшую Зою перестали пускать в дом. Посменно по 8 часов дежурили милиционеры. Некоторые из тех, которым досталась ночная вахта, поседели от ужаса за одно дежурство: в полночь Зоя издавала душераздирающие крики: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!»

Уже к вечеру у Зоиного дома собралось до тысячи человек, как свидетельствовали очевидцы.

Мать Зои приглашала священников, моля о помощи. Пришел один, но не смог даже вынуть икону из рук девушки, не то, что вернуть ее к жизни. Сказал матери: «Кто наказал, тот пусть и милует». Позже икону сумел взять иеромонах Серафим, который сказал тогда: «Теперь надо ждать знамения на Пасху! Если же оно не последует, недалек конец мира».

Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Он повторил слова иеромонаха.

Так шли дни за днями.

Незадолго до Пасхи в дом на Чкаловской явился какой-то добродушный старец. Охрана не позволяла ему войти ни в этот день, ни в другой. Только на третий день, как раз в Благовещенье, старца пропустили к Зое. Милиционеры слышали, как тот спросил ее: «Ну, что, устала стоять?»

Время текло, а старичок не выходил. Охрана заглянула в комнату: там никого не оказалось. Тут же молва пошла, что приходил сам Николай Чудотворец.

Зоя простояла 128 дней (почти 4 месяца), до самой Пасхи. В том году она была 23 апреля. В пасхальную ночь Зоя взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Молитесь!» С этого времени девушка стала оживать, мышцы стали мягче, цвет кожи стал более жизненным.

Реакция властей

Со всех должностных лиц – милиционеров, врачей и священников органы госбезопасности взяли подписку о неразглашении увиденного. Да разве шило в мешке утаишь? Страна быстро наполнилась пересказами о чуде. Ходили и рукописные тексты.

Делом занялось ЦК КПСС. Приезжал из Москвы известный профессор медицины. Провел медицинское обследование. Подтвердил: сердцебиение не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей.

Пока тянулись эти 4 месяца по городу расхаживали отряды комсомольцев, которые «разоблачали» чудо на Чкаловской. Только это дало обратный эффект. Те, кто в чудеса не верил, засомневались: власть без нужды шевелиться не будет.

Священника, который сумел вынуть икону из рук девушки, посадили на 3 года, а потом дали приход в другом конце страны. Епископа Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией, говоря мирским языком, сняли с должности.

Обитатель Оптиной пустыни игумен Герман в 50-е годы прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева, только в 1989 году открыл тайну: «Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет». В фильме есть эпизод, опирающийся на этот факт.

Советскую прессу в то время народ забросал письмами. Отвечая на них, один ученый подтвердил, что факт стояния Зои не выдумка, но объяснил, что это неизвестная науке болезнь, одна из форм столбняка.

Полвека спустя

Полвека спустя необыкновенный случай, происшедший в Куйбышеве, снова привлек к себе внимание множества людей. Но теперь уже можно было говорить об этом вслух. Писали об этой истории «Аргументы и Факты». В 2005 году «Комсомольской правдой» было проведено журналистское расследование. Немного раньше, в 2001 был создан документальный фильм «Стояние Зои» — по опросам очевидцев. Кстати, автор документальной ленты В. И. Осипов, член Союза писателей России, режиссер, об идее создания художественного фильма высказался довольно категорично:

— Снимать игровой фильм о церковном чуде, таком, например, как «Стояние Зои», считаю просто недопустимым.

Осипов пояснил, что опасается, что здесь легко отойти истины. Тот случай окутан тайной, которая до конца не открыта. Режиссер документального фильма убежден, что прикасаться к такого рода вещам опасно, и это никогда не заканчивалось хорошо.

Н. М. Коняев, член Союза писателей России, отметил, что главная мысль, которую хотел донести режиссер – как чудо воздействует на людей, как меняет их сознание. И что еще очень важно, — заметил писатель,- чтобы при создании картины за внешними эффектами не потерять глубокого духовного содержания. Это сказал человек, который хорошо знает тему «Стояние Зои», так как в 1996 году вышел его рассказ «Несостоявшаяся встреча».

Пора остановиться…Давайте посмотрим, что за фильм нам приготовили две знаменитости Юрий Арабов и Александр Прошкин, и сами сделаем вывод — удалось ли донести чудо в фильме «ЧУДО».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА