Платон

The Epoch Times05.12.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:41

Платон


Платон. Photo by Hulton Archive/Getty Images
Платон – (428-427
— 347 г.г. до н.э.) – один из великих творческих умов античного мира,
древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа. О жизни Платона достоверно
известно немногое. Он родился в Афинах в семье родовитого афинского гражданина.
Политический строй общества в городе-государстве Афины представлял собой
рабовладельческую демократию, которая в то время уже прошла пик своего развития
и клонилась к упадку. Платон же был яростным противником демократии, что
впоследствии отразилось в его философско-политических трактатах. Свои
философские взгляды Платон описывал в форме высокохудожественных диалогов.
Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях),
«Государство», «Театет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика
категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Развитие его как философа началось в школе Сократа в Афинах.
После казни Сократа в 399 году до н.э. Платон покидает Афины и перебирается в
Мегару, оттуда – к математику Феодору в Кирену, а затем в Египет. Египет в
античные времена и даже несколько позже считался передовой промышленной
страной. Там Платон ознакомился с кастовым общественным строем Египта, которое
он описал впоследствии в своей утопии «Государство».

«Государство» — это трактат,
в котором философия идеализма составляет неразрывное целое с социальной
утопией. Платон в нем как бы преобразовывает действительность в соответствии со
своими мечтами. Он наблюдает разложение ненавистного ему строя афинской
демократии, в котором он разглядел действительно присущие ему недостатки и
подверг их язвительной критике. Но здесь же Платон и идеализирует общественные
отношения, предложенные им самим. Мир его иерархичен. Вся иерархия трех высших
классов – философов (правителей), стражей (воинов) и ремесленников
подразумевает существование низшего класса рабов. Функции рабов он описывает в
своем последнем диалоге «Законы». В его
изображении в обществе происходит резкое отделение умственного труда от физического.

Важным этапом жизни
Платона оказалось его пребывание в Сиракузах на острове Сицилия. В те времена
это был блестящий греческий центр. Правил Сиракузами тиран Дионисий Старший,
который в первое время увлекся политическими мечтаниями Платона. В Сиракузах
Платон попытался реализовать свой план политического устройства общества как
при самом Дионисии, так и при его преемнике, но потерпел неудачу. После
повторных неудачных попыток Платон отказался от непосредственной политической
деятельности и перенес свои интересы в идейную сферу.

Потерпев неудачу в Сиракузах, Платон вернулся
в Афины. В Афинах в 387 году он основал философскую школу, получившую название
«Академия» в честь героя Афин Академа.
Побывав в 60-х годах вновь в Сиракузах при преемнике Дионисия, Дионисии
Младшем, Платон вновь попытался воплотить свои мечты об идеальном государстве в
жизнь, но вновь неудачно. После этого Платон уже окончательно остается в Афинах, где и провел последние 10
лет своей жизни.

Социальные воззрения
Платона были неотделимы от его философского мировоззрения. Оно оказалось первой
в истории философии глубоко разработанной системой диалектического идеализма.
До конца пятого века до нашей эры основным типом философских учений был
материализм. Идеализма до Платона не существовало, хотя зачатки его
обнаруживались в мифологических воззрениях Фалеса, в учении пифагорейцев о
переселении душ, в отдельных мыслях материалиста Гераклита, в отрицании
познаваемости природы Сократа. Но только
в учении Платона древнегреческий идеализм складывается в мировоззрение,
противопоставляющее себя материализму.

Платон создал 30 философских диалогов, в которых развивал
свое учении о бытии. Для объяснения бытия Платон развил теорию о существовании
бестелесных форм вещей. Мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть
мир истинно существующий. Вещи, воспринимаемые органами чувств, непрерывно
возникают, меняются, погибают, в них нет ничего прочного, истинного. Но каждой
вещи в материальном мире соответствует ее бестелесная форма, которая
воспринимается только умом. Это – причины вещей. Платон называет их «видами»
или «идеями». «Идею» можно лишь созерцать умом, причем умом, хорошо
подготовленным к такому созерцанию. Эти «идеи» и есть мир истинно существующий, это Бытие. Высшая идея – это БЛАГО. Идея блага – превыше
знания и истины. Человеческий ум едва только может коснуться ее. Идея блага
выходит за пределы познания, она дает предметам способность быть познаваемыми,
способность существовать и получать от нее сущность. Благо является не только
верховной причиной бытия, но и его целью. Все явления и процессы в мире
обладают целесообразной направленностью – к «Благу».

Идеям бытия Платон противопоставил небытие, то есть мир
материи и пространства. Чувственный мир – это порождение идей и материи –
занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, не возникают, не
погибают, не зависят от пространства и времени. По отношению к чувственным
вещам «идеи» — одновременно и их причины
и образцы, по которым эти вещи были созданы. «Материя», которую Платон уподобляет
матери, принимает в себя «идею» и превращает во множество чувственных вещей,
обособленных друг от друга в пространстве.

По учению Платона
место пребывания «идей» — «занебесная область». «Эту область занимает
бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая
лишь кормчему души – разуму», сказано в диалоге «Федр». Не напоминает ли это
«Абсолютный разум» современных ученых?

В центре космологии
Платона — учение о «мировой душе», учение о том, что душа заключена в темницу
нашего тела, учение о перевоплощении души. Тело рассматривается как темница
души, а душа — как бессмертная сущность небесного происхождения, вселившуюся в
телесную оболочку. В диалогах «Федр» и «Федона» Платон описывает потустороннее
происхождение души, борьбу разумного начала души с низменными желаниями,
вселение падших душ в телесную оболочку. Падшие души попадают на Землю и должны
перевоплотиться в искупление своих грехов.

С природой души у Платона неразрывно связано знание. Познание
— это воспоминание души об «идеях»,
которые она созерцала до соединения с телом. Душа хранит это истинное знание
под бременем тела. Платон различал виды познания в зависимости от различий
познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно
существующих «идеях». О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но
только «вероятное мнение». Любовь к «идее» (Эрос) – побудительная причина
духовного восхождения, познания.

Между «идеями» и чувственными вещами Платон поместил
«математические объекты», доступные рассудочному познанию, логике. Эти объекты
постигаются путем размышления. Это третий род бытия. Математики вынуждены
пользоваться в своих доказательствах отдельными образами фигур, нарисованных с
помощью воображения. Посредством воображения также постигаются отображения
чувственных вещей, подобно отражению предметов на поверхности воды. По учению
Платона, воображение – это четвертый, самый низкий род бытия.

Ни мнения, ни размышления, ни воображения, по Платону, не
дают возможности достигнуть «истинного знания».
Но есть наука, которая возведет к самому началу. Наука эта – диалектика,
полнее всего изложенная Платоном в диалогах «Парменид» и «Софист». Осознание
противоположностей в исследуемых предметах, искусство открывать противоречия,
таящиеся во мнениях людей, Платон называет «искусство диалектики».

Метод познания —
диалектика – включает в себя двойной путь: восхождение по ступеням обобщения
понятий вплоть до высших родов и обратный путь нисхождения от самых общих
понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается
только «идей», но не чувственных низших вещей. Процесс восхождения есть для
Платона движение, совершающееся только в области мышления, отрешенного от всего
чувственного.

Достигнуть высшей цели
познания – созерцания истинно сущих идей – смогут только немногие избранные,
особым образом подготовленные и обученные
люди. Самосовершенствующиеся, как сказали бы мы сейчас. «Философ»
Платона знает, к чему направляется его восхождение и что от него можно ожидать.
Цель его усилий достижима. «Идеи блага» — существующая реальность и вершина
этой реальности.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА