В чём причины притягательности зловещей фигуры Сталина?

The Epoch Times23.12.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:41
Соловецкий камень - памятник жертвам политических репрессий в СССР, взятый с территории Соловецкого лагеря. Фото: ALEXEY SAZONOV/ AFP/ Getty Images
Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий в СССР, взятый с территории Соловецкого лагеря. Фото: ALEXEY SAZONOV/ AFP/ Getty Images
21 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения Сталина. Нет надобности пояснять, что означает это имя для нашей страны. Важно другое: как изменяется отношение к этому персонажу с течением времени. Опросы общественного мнения показывают, что число сторонников Сталина в России в последние годы снижается.
По данным Левада-центра, если в 2003 г. его роль в жизни страны оценивали положительно 53% россиян, то в 2009 г. – 39%. Лишь 3% хотят сегодня жить при Сталине.

О преступлениях тирана сказано всё или почти всё: опубликованы антисталинские книги Шаламова, Солженицына, Гроссмана, Евгении Гинзбург, по телевидению показаны многочисленные документальные и художественные фильмы, из которых явствует, что «вождь и учитель» был палачом России. Однако популярность Сталина по-прежнему высока.

До 60% россиян симпатизируют ему, считают его великим государственным деятелем. И это не только откровенные апологеты некоронованного монарха – коммунисты и неонацисты, но и широкие слои населения. На телевизионном конкурсе «Имя России», где в голосовании участвовали миллионы людей, Сталин фактически стал абсолютным победителем, и только устроители шоу постарались сделать так, чтобы его отодвинули на второе место, поставив на первое Александра Невского.

В чём причины притягательности этой зловещей фигуры? Отчего Сталин популярней у нас, чем Сахаров? Почему так живуч сталинизм в нашей стране?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно, поскольку существующее положение обусловлено целым комплексом причин.

1. Россия жила при тиранических (авторитарных, тоталитарных) режимах сотни лет, со времён Ивана Грозного, а до того – при ордынском иге. На русской почве не укоренились идеи демократии, автономности личности, сознание необходимости гражданских свобод. Зато сформировалась психология патернализма, привычка к абсолютной зависимости от власти, к государственному деспотизму, к примату государства над обществом. Это породило не просто общественную пассивность, но постоянную потребность в «сильной руке».

2. Страна жила под Сталиным тридцать лет, а всего через «реальный социализм», т.е. через советский тоталитаризм, прошли три поколения. Сталин систематически проводил отрицательную селекцию, карал наиболее активных, умных, инициативных, поощрял доносительство, конформизм, раболепие. В результате десятки миллионов людей, целые социальные слои были уничтожены. Была создана система антиценностей – неофициальный кодекс бесчестья, обязательный для каждого лояльного гражданина.

Патология стала нормой, норма преследовалась как проявление неблагонадежности и дерзкий вызов общественному мнению. Культ насилия, дискредитация общепринятых моральных ценностей привели к существенной деформации духовного мира советских людей.

3. Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века были отмечены одновременным и экстраординарным, спазматическим развитием гигантских социально-экономических, политических, духовных и идейных процессов. Крах коммунистического режима и коммунистической идеологии совпал с распадом советской сверхдержавы. Всё это сопровождалось ломкой сложившихся социальных структур, ухудшением условий существования большинства населения, но главное – сломом прежних ценностных ориентаций, создавшим серьезный духовный вакуум.

Достаточно широкие слои населения, испытавшие глубокий стресс и дискомфорт в результате разоблачения тоталитарного прошлого, с развалом Советского Союза получили ещё один, и не менее болезненный удар. Многие восприняли происшедшее как экзистенциальную катастрофу, как крушение первооснов и утрату своей идентичности.

Конец тоталитарной сверхдержавы был принят ими за конец России. Под ногами оказалась не привычная почва, а нечто зыбкое и ускользающее. К тому же идеи демократии и гражданского общества, только начавшие прорастать, были успешно дискредитированы номенклатурно-бюрократическими силами, умело спекулирующими на естественных трудностях переходного периода.

Всё это привело многих людей к острой невротической реакции, в которой сплелись ностальгия по прошлому, поиск утраченной идентичности и психологическая защита. Этим немедленно воспользовались не только коммунисты, но и отечественные национал-радикалы, сделавшие ставку на этническую солидарность и консервативные, традиционалистские ценности, всегда оживающие в общественном сознании в кризисные эпохи. К числу таких ценностей в первую очередь принадлежали те, которые были связаны с именем Сталина.

4. С конца 90-х годов в России идёт отчасти стихийный, отчасти целенаправленный процесс реабилитации Сталина. Книги, фильмы и телепередачи, восхваляющие Сталина, имеют широкое распространение и оказывают растлевающее действие на сознание людей. Сталинизм не преодолён в сознании россиян. Несмотря на многочисленные разоблачения, они в большинстве своём не осознали, что Сталин был главарём преступного сообщества, вдохновителем и организатором массовых убийств.

Этому способствовало то, что в постсоветской России не было проведено процесса декоммунизации, аналогичного процессу денацификации в послевоенной Германии. Мы не прошли через процесс государственного покаяния за преступления, совершённые в годы советской власти, прежде всего при Сталине.

5. Не способствуют оздоровлению общественного сознания и мифы о Сталине, усиленно пропагандируемые и частными лицами, и государством. В основном мы имеем дело с двумя мифами: «Сталин – создатель великой державы» и «Сталин – победитель в Великой Отечественной войне». Оба мифа основаны на лжи: великие державы не рушатся в одночасье (держава, построенная Сталиным, рухнула под грузом тех последствий, к которым привели его злодеяния), а войну выиграл народ неимоверным напряжением сил, вопреки Сталину, который своим некомпетентным руководством, без всякой необходимости, погубил миллионы советских солдат.

Лжепатриотическая «ложь во спасение» сталинизма дорого обходится нашей стране. Она оборачивается возрождением культа силы и психологии «осаждённой крепости» (Россия якобы снова находится в кольце врагов, и мы должны быть готовы дать им сокрушительный отпор).

6. В России власть не отделена от собственности. Отсюда тотальная коррупция и тотальная безответственность власти, цинизм и апатия, столь распространённые в нашем обществе. Это тоже питательная почва для сталинизма. Потому и называет Сталина «эффективным менеджером» правящая бюрократия, что она тоже надеется на авторитарную модернизацию. Однако такая модернизация в нынешних условиях в принципе невозможна. На путях неосталинизма, лишающего граждан права участвовать в управлении страной, возможно лишь движение к социальной и политической катастрофе.

Сталин умер физически, но не духовно. Он до сих пор засоряет сознание миллионов людей. Надежды на силовой «твёрдый порядок», «крепкую руку» и «особый русский путь» – иллюзорны. Наше общество травмировано сталинизмом. «Сталин – это не имя России. Это её болезнь», – сказал недавно Юрий Афанасьев. Общество серьёзно больно, оно нуждается в реабилитации, а его всё время подстёгивают, ввергают во всевозможные стрессы, приучают к жестокости. Избавление от сталинизма – это императив.

Стране нужны перемены, и они произойдут раньше, чем мы можем себе представить.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА