Диалог современности с Андреем Сахаровым


Сергей Лукашевский - директор Музея и Центра им. Андрея Сахарова. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

Сергей Лукашевский - директор Музея и Центра им. Андрея Сахарова. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

«Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими» - эти слова Андрея Сахарова, сказанные им в его Нобелевской лекции 10 декабря 1975 года, остаются актуальными и сегодня.

В двадцатую годовщину смерти Андрея Сахарова, в Москве состоялась международная конференция. В ней приняли участие более ста человек, среди которых были Комиссар Совета Европы поправам человека Томас Хаммарберг, российские изарубежные ученые, общественные деятели, лидеры мнений, активисты, официальные лица.В беседе с организатором конференции, Сергеем Лукашевским, директором Музея и Центра им. Андрея Сахарова мы продолжили разговор о месте и роли выдающегося ученого-физика, мыслителя, всемирно известного общественного деятеля 20 века.- Сергей Маркович, на Ваш взгляд, была ли достигнута цель проведения конференции, которая прошла 14-15 декабря?

С.Л.: В первую очередь я должен сказать, что конференция изначально задумывалась не просто как памятное мероприятие, пусть даже посвященное такой выдающейся личности как Андрей Дмитриевич Сахаров. Мы собрались для того, чтобы поговорить о сахаровских идеях, сахаровском наследии.

Двадцать лет, которые прошли со дня смерти Сахарова, возможно и не очень большой срок, но я считаю, что настало время нового осмысления, поиска новых подходов к наследию Андрея Сахарова.

Во-первых, нужно понять, как идеи Сахарова соотносятся с сегодняшней актуальной повесткой дня, во-вторых, просто актуализировать его имя в связи с целым блоком идей, которые уже стали общепризнанными, общепринятыми. Они вошли в современную, общественную жизнь до такой степени, что стало забываться, что Сахаров был одним из первых, кто сформулировал, высказал эти идеи.

- Можете уточнить, о каких именно идеях Вы говорите?

С.М.: Да, их достаточно просто назвать. Например, идея, что Мир – глобален, что все в нем взаимосвязано между собой, что и страны, и люди, живущие в них, мы все несем общую ответственность за будущее нашей планеты и нашей цивилизации. Идея, что несправедливость, насилие, нарушение прав человека, не могут быть внутренним делом какой-либо отдельно взятой страны.

И опять же задача всех, кто чувствует за собой ответственность за происходящее вокруг нас, не важно, кто ты – политик, ученый, или простой гражданин – все мы призваны участвовать в защите прав человека.

Другая его идея о том, что без свободы мысли, без интеллектуальной свободы, без соблюдения прав личности прогресс, развитие цивилизации невозможны.

Эти идеи, провозглашенные Сахаровым сорок лет тому назад актуальны и сейчас, но тогда, они были еще и революционны. Эти идеи были сформулированы в России, что особенно важно, на мой взгляд, для современной российской общественной жизни.

У нас принято говорить, что все так называемые «общечеловеческие ценности» пришли к нам с Запада, чуть ли не навязаны нам. Но мы должны помнить свою историю, свое прошлое. Ведь, несмотря на 70-летнее господство коммунистического режима, именно из России пришли идеи, которые легли в основу современной общественной жизни.

Именно на сахаровских идеях в 60–70-е годы формировалось то многообразие общественных, неправительственных организаций, которые и сегодня играют значимую роль в общественной жизни.

- Сейчас, когда страна переживает застой, могут ли идеи Сахарова продвинуть общественные силы к прогрессу, еще раз послужить прорывом?

С.М.: Мы не рассматривали конференцию как часть общественной кампании, поэтому мы не ставили задачу, что называется «всколыхнуть массы». На конференции Сергей Ковалев, друг и соратник Сахарова вспомнил очень важные слова, сказанные Андреем Дмитриевичем: «Что может сделать интеллигенция? В чем ее задача, в чем ее ответственность? Они не руководят страной, не управляют экономикой, в чем их задача? Их задача в том, чтобы строить идеал».

Кризис, который мы наблюдаем сегодня, затрагивает не столько экономическую сферу, сколько общественную. Ученые, социологи говорят о крайне низком уровне социального капитала, имея в виду низкий уровень взаимного доверия, солидарности, поддержки в обществе. Это разительно отличается от атмосферы периода «перестройки» в конце 80-х, начале 90-х годов. В тот период идеи демократии, свободы объединяли и поднимали сотни тысяч, миллионы людей.

Сахаров начинал свою деятельность с борьбы за ядерное разоружение, это было очень актуально тогда - выступать с этой идеей на общественной арене, потому что угроза ядерной войны была более чем реальна.

Сейчас тоже есть реальная угроза - угроза терроризма. Но есть и мнимая, которая больше всего волнует правозащитников. Это - когда невинных людей обвиняют в терроризме.

- Каким образом дискуссии, проходившие на конференции, помогут людям «понять о времени и о себе»?

С.Л.: Дискуссия, начатая на конференции, мне кажется очень важной, и она будет иметь продолжение. Сахаров пришел со своими идеями в интеллектуальное пространство, в котором к этому времени уже было понятно, что происходит. Всем было понятно, что есть две антагонистические сверхдержавы, которые к тому же накопили огромное количество ядерного оружия. Коммунистический лагерь опирался на идеологию, не уважающую права человека, а западная или капиталистическая система, несмотря на все ее недостатки, в целом стремилась к уважению интеллектуальной свободы, свободы личности.

Мы же сейчас пока не вполне осознаем, в каком мире мы живем. Например, какой политический строй существует в нашей стране – диктатура, авторитаризм или очень сильно управляемая демократия?

Пока мы не поймем, в каком мире, в какой стране мы живем, как мы можем выдвигать какие-то конкретные идеи? Тем более конкретные планы переустройства? Как мы, в частности, можем говорить об актуальности сахаровского наследия, о том, как его приложить к нынешней ситуации? Для того, чтобы обратиться к сахаровским идеям надо понять, а что мы собственно хотим оценить через призму этих идей.

Эта конференция явилась только началом интеллектуальной работы. Потому что через 18 месяцев наступит другая знаменательная дата - 90 лет со дня рождения Сахарова. На эту дату намечено проведение другой конференции, а в промежутке мы намерены провести целый ряд семинаров, дискуссий, лекций и встреч, чтобы продолжить обсуждение тех вопросов, которые были подняты на этой конференции.

- Все же, почему народ снова и снова возвращается к идее сталинизма? Или его заставляют, навязывают через СМИ?

С.Л.: В 1991 годах зло было очевидно – нужно убрать коммунизм и народ получит свободу. Когда это случилось, общество, сбросив жесткий прессинг принудительного коллективизма, впало в другую крайность.

Ведь Сахаров не только изобличал советский коммунистический режим, но и говорил об ответственности. Почему идет возврат к сталинизму? На мой взгляд, потому, что людей с сахаровским уровнем ответственности оказалось недостаточно много и вначале 1990-х, и сейчас.

Поэтому стали возвращаться различные негативные элементы нашей политической традиции, причем не только коммунистические. В действительности возвращение к Сталину – это не возвращение к коммунизму так таковому.

Сами коммунистические идеи в народе не популярны, популярна идея сильного государства, чьи интересы важнее прав личности. В этом отношении да, сахаровские идеи оказались неусвоенным уроком.

Люди, получившие свободу, не имели достаточного уровня ответственности и не знали, как распорядиться этой свободой. Это и привело к тому, что одни стали самореализовываться за счет других.

- Сахарова иногда называют «совестью страны». Его идеи нашли отклик не только в нашей стране, но и за рубежом. В чем секрет необыкновенной популярности и притягательности личности Андрея Дмитриевича?

С.Л.: Сахаров не был блестящим оратором, честно говоря, не был и таким уж блестящим публицистом. Тогда чем он подкупал? Что приковывало к нему внимание? Он привлекал к себе твердостью убеждений, искренней готовностью отзываться, сопереживать чужое страдание.

Почувствовать напряженность его общественной жизни можно, если представить, что у тебя каждый день бывают десятки посетителей, которые приходят к тебе с самыми разными проблемами. Кого-то не выпускают из страны, кого-то уволили с работы, у кого-то родственники сидят по ложным обвинениям и т.д. и т.п. Бесконечная череда просителей.

Что мог сделать Сахаров для этих людей, в то время, когда и сам был диссидентом? Единственное, чем мог помочь, это написать от своего имени письма в защиту обиженных. У него была такая внутренняя духовная сила, чтобы принимать этих людей, поддерживать их, помнить о каждом, бороться за них, за справедливость. Это и привлекало к нему людей и, когда государственная пропаганда клеймила его, как предателя и отступника, он превратился просто в моральный авторитет в стране.

И сейчас его идеологические противники могут рассуждать о том, что он был никудышный политик, что идеи его наивны, но никто никогда не мог сказать, что он лгал, предавал кого-либо, что-то своровал, присваивал для себя. Или что он был тщеславен или честолюбив. Это как раз показывает уровень его нравственности.

- «Мир, прогресс, права человека» - этими словами Сахаров призывал человечество двигаться вперед, а мы, похоже, идем не вперед, а пятимся назад. Почему такое происходит?

С.Л.: Мне думается, что с миром случилось «головокружение от успехов», как говорил в свое время Сталин. В 90-е годы стало казаться, что мир теперь будет становиться только гуманнее, экономика будет всегда расти, и жить мы все будем лучше, и коммунистическое прошлое больше не вернется никогда.

Всем казалось тогда, что история закончилась, и пропустили новые вызовы, такие как международный терроризм и борьба с ним, зарождение новых авторитарных режимов. Если бы Сахаров был жив, может быть, он заметил ростки новых угроз и вызовов раньше.

Права человека заболтали до такой степени, что теперь надо искать новые формы, новые слова, дать новое содержание этой идее. О правах человека говорят даже те, которые эти права нарушают в первую очередь. Мир всегда будет откатываться назад, если люди будут упускать базовые ценности, в основе которой лежит нравственность.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • На судне у берегов Венесуэлы погибли 9 человек
  • В самолете американской авиакомпании Delta произошла попытка теракта
  • Адвокат о суде в Аргентине: это может быть началом конца правления компартии в Китае
  • МИД Японии: Правительство России не должно затягивать решение проблемы Курильских островов
  • Третий глобальный форум по борьбе с антисемитизмом прошел в Иерусалиме


  • Top