Год Учителя в России
Ректор РПГУ Геннадий Бордовский. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха
Президент наставляет
В послании Федеральному Собранию президент сообщил о модернизации системы педагогического образования: «Педагогические вузы будут преобразованы либо в базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов».
21 января на церемонии открытия Года Президент отметил, что отечественная педагогика одна из самых востребованных в мире: «Это не только дань уважения благородной учительской профессии, ярассчитываю, что год станет началом модернизации российского образования, годом позитивных перемен».
Он также объявил о новой образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка…».
Среди наиважнейших задач школы президент назвал восстановление ее воспитательной функции, формирующей гражданина: «Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и, конечно, родителей».
Ректор РГПУ Геннадий Бордовский подтверждает
Россия вошла в глобализированный мир, а школа по-прежнему «воспроизводит тип личности индустриального общества». Нынешнее информационное общество ставит перед каждым своим членом и Учителем иные задачи. В частности, в информационном обществе с его темпами развития учитель теряет монополию на знания, а значит и авторитет у школьников, особенно – старшеклассников.
Ученый — за базовые центры, предложенные Президентом. Однако они обязательно должны отвечать 4-м критериям: иметь научную базу о человеке и ребенке; иметь специалистов по современным методикам образования; хорошо знать проблемы системы общего образования; сделать так, чтобы любой предмет преподавался не как абстрактная наука, а как знание, связанное с человеком.
Участники Ассамблеи размышляют
РГПУ основательно подготовился к приему гостей. Развернуто несколько выставок по истории и практике русской педагогики. На интерактивной выставке «Электронные ресурсы для учителей и учеников» в медиа-зале участники поработали с мультимедийными модулями по разным предметам: в Интернете уже доступны пособия по биологии и истории.
Работа Ассамблеи проходила в форме заседаний, дискуссий и видеоконференций с регионами. Были выработаны рекомендации по реформированию системы подготовки педагогов, в них серьезное внимание уделено духовно-нравственному воспитанию, здоровью ученика и учителя.Мнения участников Ассамблеи были самыми разнообразными и, скорее, настороженными к нововведениям.
Всеми отмеченный невысокий статус профессии подтверждается цифрами. Низок расход в 3,5% от ВВП на образование и зарплаты. Только треть выпускников-учителей идет работать в школу, в каждой школе не более 2 -3 учителей мужчин, мало молодежи.
Компьютеры и новые технологии в школах – веление времени, однако с ними приходят новые проблемы. С одной стороны, сегодня не более 60% школьников имеют доступ к Интернету. С другой, многие ученики, погрузившись в «сеть», теряют самостоятельность. Учителя реально видят эти проблемы и считают, что «скачанный реферат – недостаток самого учителя, картинки на экране ведут к потере развития ученика, как личности».
Вызывает сомнение и «подушевая» оплата труда учителя: есть риск возникновения нездоровой конкуренции, а учителя малых школ останутся обездоленными.
Общее мнение: результатом работы ассамблеи, а она представляла 1.360 тыс. учителей, должны быть не только совместно выработанные рекомендации по реформированию системы подготовки учителей, но и ее реальное изменение. А оно наступит, если все общество его захочет.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать