О значении традиционной китайской культуры

The Epoch Times04.07.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:28

Конфуций. Фото: Archive/Getty Images


Конфуций. Фото: Archive/Getty Images
Традиционная китайская культура очень богата и глубока. В ней содержится и культура самосовершенствования, и культура обычных людей, то есть тех, кто не занимается совершенствованием. Лао Цзы и Конфуций как раз являются личностями, представляющими оба вида традиционной культуры.

2500 лет назад Конфуций отправился к Лао Цзы в местечко Лоян за советами и наставлениями. Из их диалога можно увидеть разницу в их уровне сознания а также различие между культурой самосовершенствования и культурой обычных людей. Если постичь это отличие, то будет легче понять традиционную китайскую культуру.

Во время беседы Лао Цзы сказал Конфуцию, что у того есть «зазнайство и чрезмерные желания» и посоветовал ему оставить эти чувства. Он объяснил, что в них нет никакого проку. После того как Лао Цзы и Конфуций обменялись мнениями по поводу таких понятий как гуманность и справедливость, Лао Цзы спросил собеседника:
— Ты уже постиг Дао?
— Я целых 27 лет стремлюсь к нему, но всё ещё не постиг, — ответил Конфуций.
— Если бы Дао был какой-то материальной вещью, то его можно было бы даровать людям, тогда люди соперничали бы за то, чтобы даровать его правителю. Если бы Дао можно было бы подарить людям, то они подарили бы его своим родным. Если бы о Дао можно было бы ясно рассказать, то люди рассказывали бы о нём своим родственникам. Если бы Дао можно было передать другим, то люди соперничали бы за то, чтобы передать его своим детям. Однако всё перечисленное выше невозможно, и причина очень проста: если в душе у человека нет правильного понимания Дао, то Дао никогда не войдёт к нему в сердце, — пояснил Лао Цзы.

По поводу всех дел, вызвавших у Конфуция недовольство и раздражение, о чем он и поведал Лао Цзы, тот высказал мнение, что всё это Конфуций сам навлёк на себя своим стремлением к славе и выгоде. Когда Конфуций вернулся домой после беседы с Лао Цзы, он три дня не мог вымолвить ни слова.

Ученику Конфуция Цзы Гуну показалось странным то, что рассказал Конфуций о встрече с Лао Цзы, и он попросил его пояснить. На это Конфуций ответил:
— Я знаю, что птица может летать, рыба может плавать, зверь может бегать. Того, кто бегает, можно укротить с помощью капкана, того, кто плавает, можно поймать сетью, того, кто летает,- сбить стрелой. А вот дракон! Иногда он носится в облаках, а иногда он виден в чистом небе. Я не знаю, как быть. Лао Цзы и есть дракон! Полет его мысли — как дракон, парящий в беспредельной пустоте, что приводит меня в недоумение. Я словно открываю рот, но не могу промолвить ни слова. Мои мысли не находят покоя, я не могу найти себя».

Конфуций изучал разные теории обычных людей о том, что такое человек, а Лао Цзы рассказывал о Дао, в котором он совершенствовался. И это гораздо выше уровня мышления обычных людей, поэтому Конфуций не смог полностью понять, о чём же говорил Лао Цзы. Лао Цзы очень хорошо понял теорию гуманности и справедливости, которую проповедовал Конфуций, но Конфуций не смог понять Дао, о котором говорил Лао Цзы. Эта разница между ними говорит о том, что Дао самосовершенствования превышает все науки мира людей. Самосовершенствующийся может насквозь видеть этот мир и всё, что в нём, но не быть затронутым ничем в этом мире, а обычный человек находится в заблуждении поверхностных проявлений этого мира и зачастую принимает совершенствование за нечто таинственное и непостижимое.

Разницу в понимании этих двух людей высказал Лао Цзы: «Если в душе у человека нет правильного понимания Дао, то Дао никогда не войдёт к нему в сердце». Другими словами, ключевая причина того, сможешь ли ты постичь Дао самосовершенствования, заключается в том, имеешь ли ты чистое сердце при стремлении к Дао, готов ли ты отречься от всех мирских заблуждений: от славы, выгод и чувств.

С тех пор как буддизм начал распространяться в Китае, он очень обогатил культуру самосовершенствования, что позволило людям понять, что есть ещё и другие формы совершенствования. В Китае начали процветать система Будды и система Дао. Подобному нет прецедента в мире. Содержание китайской традиционной культуры очень обширно и богато.

Нам известно, что в книге «Дао Дэцзин» Лао Цзы объяснял много принципов управления государством, но, будучи совершенствующимся, у него не было никаких политических устремлений, поэтому никто и никогда не говорил, что Лао Цзы занимается политикой. В свою очередь Конфуций объездил всю страну, распространяя мысли о возвращении режима правления, который был при императоре Чжоу Куне. Это является ещё одним большим отличием культуры самосовершенствования от культуры обычного человека. Совершенствующийся может ясно видеть и понимать всё происходящее в мире людей, но у него нет никакого интереса к мирской жизни.

Источник https://www.pureinsight.ru/content/view/235/50/

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА