Инвалиды в России требуют гарантии прав

The Epoch Times19.02.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:42

Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха


Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

17 февраля в Государственной Думе РФ обсуждался вопрос о гарантии прав инвалидов при совершении нотариальных и иных юридически значимых действий. Данное мероприятие было организовано с целью привлечь внимание властей и общества к потребностям инвалидов в свете предстоящей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.

Отношение к проблемам инвалидов в России резко контрастирует с их положением в странах, где дискриминация инвалидов изжита. В Европе и Северной Америке, например, радикальные перемены произошли только в последние десятилетия.

О необходимости ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов недавно говорил Константин Косачев, подчеркнув, что «к этому нас обязывает наша совесть». В Совете Федерации Сергей Миронов в своем выступлении перед СМИ сказал, что «милосердное отношение к инвалидам должно стать нормой в человеческом обществе». И президент призывает изменить отношение к инвалидам… Однако, жизнь показывает, что быть инвалидом в России очень и очень непросто.

Можно представить, сколько раз по жизни человеку приходится своей подписью удостоверять свою личность. Все, что привычно для обычного человека, то для людей с ограниченными возможностями становится огромной проблемой.

Депутат Олег Смолин, слепой по инвалидности, привел пример того, какие трудности возникают у незрячих людей при оформлении брака. Для того, чтобы элементарно поставить свою подпись в книге регистрации в ЗАГСе, требуется ее нотариальное заверение.

Нотариально заверенную подпись требует и Сбербанк при открытии расчетных счетов и банковских карт, избирательные комиссии на выборах и т.д. Если подпись не идентична, требуется ее заверение третьим лицом. «Все это навязанные услуги, за которые каждый раз приходится платить 500 рублей нотариусу», — сказал депутат и предложил узаконить штампы для незрячих инвалидов вместо подписи.

Юристом Дмитрием Балыкиным были озвучены два вывода, сделанных им после изучения нормативной базы — подпись на документах зрячего и незрячего гражданина юридически одинакова, разница лишь в возможности по ознакомлению с документом и проставлением собственноручной подписи. Он обратился к ст. 160 ГК РФ и ст.44 закона о Нотариате, в которых значится, что если гражданин не может собственноручно подписать документ, то за него может подписаться доверенное лицо, т.е. рукоприкладчик. По его словам, их нужно доработать, а также узаконить проставление подписи штампом для слабовидящих инвалидов. Для этого даже можно использовать льготный заказ на https://www.brandprint.ru/ для всех инвалидов.

На практике нотариусы часто отказывают инвалидам в совершении нотариальной сделки. Почему?

Юрист Роман Жаворонков связывает эту проблему с установлением дееспособности лица, обратившегося к нотариусу. Нотариус обязан проверить дееспособность участников сторон. Данное требование является вполне обоснованным, так как нотариус своей подписью удостоверяет законность сделки.

Однако Жаворонков указал на отсутствие в нотариальном законодательстве правовых основ для установления дееспособности. Он предложил Госдуме внести дополнения в нормативные акты, согласно которым можно было бы обязать нотариуса затребовать документ на проведение психического освидетельствования, в случае возникновения сомнений. Сейчас нотариус может визуально посредством личного контакта удостоверять дееспособность инвалида.

Он также предложил определить сроки рассмотрения документов нотариусом, что исключило бы необоснованные отказы в совершении нотариальных действий, основанных на внутреннем убеждении нотариуса.

Еще одно важное дополнение, которое требует срочного рассмотрения, связано с обеспечением свободного доступа к нотариальным конторам для людей с ограниченными возможностями. Сюда входит также оказание нотариальных услуг с выездом на дом, если инвалиды по состоянию здоровья не способны самостоятельно передвигаться.

Для Сергея Сироткина, слепоглухого от рождения, кандидата философских наук, президента Европейского союза слепоглухих, президента Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», самое важное в решении проблемы – это определить форму взаимодоверия между нотариусом и инвалидом, между доверенным лицом и переводчиком.

«До сих пор нет государственных стандартов по сурдо- переводчикам. Для этого необходимо признать язык жестов отдельным языком, повысить его статус, как принято в других странах», — предложил Олег Смолин.

В связи с этим была рассказана трагичная история, как глухой человек попал в аварию, в которой погибла сидевшая рядом с ним жена. Суд вынес ему наказание 1,5 года условно, о чем было сказано в предписании и передано ему через сурдопереводчика. Однако переводчик не сказал четко, что ему придется каждую неделю отмечаться на участке.

Человек, не имея намерения нарушать закон, в расстроенных чувствах уехал в деревню достраивать дом, и не знал, что надо отмечаться. До него эту информацию просто не донесли. Приходит одна повестка, другая, его разыскивают в деревне, и состоявшийся повторный суд изменил меру наказания — на содержание в тюрьме. Он тогда ничего не понял, вышел из тюрьмы сломленным, так и не поняв до конца, в чем состояло его нарушение.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА