Приглашаем посмеяться. О спектакле «Иерусалимская комедия».

Автор: 28.02.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:42
Приглашаем посмеяться. О спектакле «Иерусалимская комедия».

23 февраля Иерусалимский театр комедии дель арте «Псик» («Запятая» в переводе с иврита) порадовал публику своим новым спектаклем «Иерусалимская комедия», где они искусно обыграли одну из самых злободневных тем израильского общества — отношения между ультрарелигиозным населением, так называемыми «харедим», и совершенно не религиозным населением — «хилоним».

Можно сказать, что жанр комедии дель арте самый подходящий для сценической передачи самых острых еврейских перипетий. Евреи испокон веков умеют смеяться над собой. Современный Израиль все время шутит, любимые передачи — сатирические, любимые фильмы — комедийные. Люди сами по себе — удивительные существа, сначала ссорятся, спорят, а потом над собой же шутят, высмеивая собственные слабости. Это хорошо, иначе, не смеясь, без юмора, как же выжить в этом мире? Евреи тоже выживают благодаря своему особому юмору, в котором не так далеко спрятана многовековая боль. Может быть, поэтому еврей часто смеется со слезами?

Пробежимся по сюжету «Иерусалимской комедии»

Хилонимный (помните? — это не религиозный) театр находится напротив харедимной ешивы (очень религиозная школа для юношей) в одном из районов Иерусалима. Капитана Жандер, директор театра, с длиннющим носом цапли обожает свой театр, пожертвовала для него своей личной жизнью, а воспитание своих детей пустила на самотек. Она вступает в схватку не на жизнь, а на смерть с ребецон (жена ребе) Ривкой Панталоной — праведницей и комбинатором одновременно. Скрюченная в три погибели, она изо всех сил старается закрыть омерзительное заведение напротив ее «святого» двора.

Обратите внимание, Капитана и Панталона, самые боевые мужские классические маски в жанре комедии дель арте (Капитан и Панталон), в нашем спектакле они — самые боевые дамы, а по сути, две несчастные женщины. И действительно, женщины в нашем поколении взяли на себя мужскую миссию сражаться, особенно еврейские. В Израильском обществе так оно и происходит.

Сын ребе по имени Яков, ученик ешивы, с длинными пейсами, влюблен в певицу бара Дину. Дина проиграна в карты ее свирепым ухажером Доном Сосо Авандором (это типичный современный криминальный образ без аналогов в комедии дель арте 16 века).

Сам ребе Ицхак, муж ребецон Панталоны уже ничего не решает как глава «святого» двора, сапожничает потихоньку и тоскует о своем утонувшем первенце. В конце комедии, как это и положено в жанре дель арте, Дон Сосо оказывается утонувшим сыном ребе Ицхака. И это не такая уж типичная закрутка сюжета жанра, после Холокоста до сих пор воссоединяются семьи.

Сторож театра, эфиоп Арлинако, мечтает стать большим актером, но эфиопу в Израиле очень трудно кем-то стать!

Конфликт разворачивается вокруг случайно обнаруженного документа о владении участком земли, где находятся два враждующих заведения — знакомая ситуация, не правда ли? Таких бурных распрей за территорию, как здесь в Израиле, пожалуй, нигде в мире больше нет.

Игра актеров была безупречной. Безусловно, спектакль удался. Час с четвертью зал смеялся без остановки, зрители ловили каждую фразу, каждое движение актеров и долго аплодировали.

Интересно, что в 16 веке в Италии, когда вырисовалась комедия дель арте как жанр, (можно заглянуть еще дальше, в древний Рим, когда процветал народный театр ателланы), люди так же ссорились, как и сегодня в нашем неповторимом Иерусалиме, а актеры своим особым чутьем подхватывали курьезы, вытаскивали их на сцену и мастерски разыгрывали. Для кого? Сами понимаете для кого, бумеранг — дело не шуточное.

Почему комедию назвали «Иерусалимской», а не «Израильской»?

Иерусалим неповторим по остроте конфликтов и контрастов, именно в этом городе особенно «комична» ситуация между харедим и хилоним.

Еще немного о комедии дель арте

Это импровизационный сценический народный жанр, где актеры одеты в маски, веселят публику своей виртуозной игрой. Искусная игра актеров обязательно должна довести, даже самую серьезную публику, до смеха. Не насмешил — гроша не заработал. Актеры театра Псик заслужено и успешно зарабатывают свои гроши.

Маски в комедии дель арте, закрепились и оставались в классическом составе и с классическим обязательным сюжетом.

Арлекин — глупец, Панталоне — скупец, Доктор — старик, Бригелла — умник, Изабелла — юная влюбленная, Лелио — юный влюбленный, Капитан — хвастливый вояка. Это не весь перечень классических масок-типажей и только один из вариантов тех имен. Любопытно провести аналогию между средневековыми итальянскими масками и современными еврейскими с иерусалимским акцентом. Это не трудно сделать и таким образом, предоставляется возможность познакомиться с именами замечательных актеров театра Псик.

Капитана Жандер
— прообраз Капитана, хвастливого вояки и труса, играет Авитар Лихтенштат

Ривка Панталона
— прообраз Панталоне, венецианского купца, скупого старика, ее играет Шира Штерн.

Сын ребе по имени Яков
— юный влюбленный Лелио, его играет сценарист спектакля Узи Битон.

Певицу бара Дина
— юная влюбленная, скорее всего прообраз Изабеллы, играет актриса и певица Ронит Авраамоф.

Дон Сосо Авандор
— единственный персонаж спектакля без прообраза, хотя он многим напоминает хвастливого вояку Капитана, его виртуозно играет актер Лиор Саги, безупресчно владеющий мастерством пантомимы.

Ребе Ицхак
— прообраз Старика, Доктора Баландзоне, Доктор Грациано, — псевдо-учёные доктора, еще одна роль в спектакле Авитара Лихтенштейна.

Эфиоп Арлинако
— кончно же это Арлекин или Полишинель, глупый слуга, его играет Аси Шимони, он же выступает в спектакле рассказчиком.

Удачная комедия — это как хорошее лекарство, которое, хоть на время, но облегчает непростое, напряженное бытие каждого человека.

Удачная комедия — это и хорошего качества, с минимальным искажением, зеркало, посмотришь в него — правду говорит, даже если ты в маске.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА