
Дуань Хайву, юрист, специализирующийся по трудовому законодательству, официальный консультант юридической фирмы Laowei в провинции Гуандун, недавно опубликовал открытое письмо премьеру Госсовета Вэнь Цзябао, предложив ему проявить инициативу в предоставлении данных о своем имуществе и имуществе его семьи и общей стоимости этого имущества.
Дуань заявил, что есть законные основания для того, чтобы требовать от чиновников предоставления такой информации. Пункт 2 статьи 27 Конституции Китайской народной республики гласит, что все государственные предприятия и государственные служащие должны находиться под контролем общественности.
Хань Дэюнь, делегат Всекитайского собрания народных представителей от города Чунцин, уже в течение пяти лет выступает с такими предложениями, сообщил Дуань.
Ли Цзиньхуа, депутат Народного политического консультативного совета Китая, на форуме в Интернете тоже поднимал этот вопрос. Он сказал, что у некоторых чиновников нет большого количества имущества, зато их дети необыкновенно богаты. Все знают об этом, и это вызывает недовольство общественности.
Журналисты радио «Голос надежды» 12 марта взяли интервью у ветеранов китайской журналистики Гао Юй и Ма Сяомин, которые сказали, что партийные чиновники высшего ранга и члены их семей не хотят сообщать астрономические цифры, которыми исчисляется их собственность. И при однопартийной диктатуре трудно заставить их сделать это.
«Kоммунистическая партия никогда не обнародывовала данные о партийном имуществе и партийный бюджет», — сказала Гао. Она считает, что вполне корректно потребовать от чиновников предоставления такой информации, и сумма затрат на проведение «Двух сессий» тоже должна быть известна общественности.
«КПК — партия, и ее финансовые средства должны быть отделены от бюджета всей страны. Деньги должны вноситься в партийный бюджет членами партии или из ее собственных фондов», — сказала Гао, заметив, что такого рода информация скрывалась от китайского народа в течение шестидесяти лет.
Далее Гао отметила, что «чем выше позиция, занимаемая чиновником, тем больше он не хочет обнародовать данные о своем имуществе. Все дети чиновников очень богаты, они имеют состояния в миллиарды юаней. Например, сын одного генерала истратил два миллиарда юаней на покупку 50% акций ATV в Гонконге. Откуда у них такие большие деньги, если они занимаются простым бизнесом?»
Все делегаты «Двух сессий» с конца восьмидесятых носят фирменную одежду и фирменные очки», — добавила она.
Ма Сяомин, бывший редактор Shanxi TV, заявил, что однопартийная диктатура никогда не допустит независимого контроля над ней и законных экспертиз.
Он сказал, что те, кто требует гласности, чаще всего лишены прав. Так как делегаты «Двух сессий» являются партийными чиновниками или избраны самой партией, они не выступят с таким предложением и не проголосуют за него.
Корень вопроса лежит в законодательной системе — системе, полностью контролируемой компартией Китая. Поэтому невозможно принять такой документ, по словам Ма.