Заключение МБПЧ на Национальную стратегию противодействия коррупции

Автор: 29.04.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:43
Практика последних лет противодействия коррупции и результаты социальных исследований показывают, что введение в действие новых норм законов необходимо, но явно недостаточно для снижения её уровня. Фото: FBI/Newsmakers/Getty Images
Практика последних лет противодействия коррупции и результаты социальных исследований показывают, что введение в действие новых норм законов необходимо, но явно недостаточно для снижения её уровня. Фото: FBI/Newsmakers/Getty Images
Экспертное заключение Московского бюро по правам человека
на Указ Президента РФ № 460 от 13 апреля 2010 года «О Национальной
стратегии противодействия коррупции и Национальном плане
противодействия коррупции на 2010-2011 годы».
В современной России коррупция стала массовым
явлением на всех уровнях государственного и муниципального управления,
в частном бизнесе, в некоммерческой и общественной деятельности, а
также в быту большинства российских граждан.
В силу массовости коррупции в России, её
исторической обусловленности традициями и стереотипами взаимодействий
граждан с государственными и муниципальными служащими, а также
существенных потерь, которые она приносит системе государственного и
муниципального управления, экономике и социальной сфере нашей страны,
противодействие коррупции должно направляться Национальной стратегией,
консолидирующей соответствующую деятельность органов власти, частного
бизнеса и объединений граждан. Национальная стратегия должна определять
основные направления, приоритеты, ресурсы и важнейшие методы
противодействия коррупции.
Национальная стратегия противодействия коррупции и
Национальный план противодействия коррупции в новой редакции
обсуждались на заседании президиума Совета при Президенте РФ по
противодействию коррупции. Но всенародного обсуждения ни Национальной
стратегии, ни Национального плана противодействия коррупции не было.
Представители широких социальных групп граждан, предпринимателей,
государственных и муниципальных служащих не были вовлечены в дискуссии
о том, как следует понимать коррупцию, в чём её опасность, как следует
ей противодействовать и т.п.
Национальная стратегия противодействия коррупции и
Национальный план противодействия коррупции в новой редакции не
предлагают российским гражданам, предпринимателям, государственным и
муниципальным служащим новые, точно соответствующие нормам российского
законодательства, способы решений проблем в их взаимодействиях.
Задача выработки некоррупционных способов решений
проблем в Национальной стратегии противодействия коррупции не ставится,
ставится лишь задача принуждения членов общества выполнять нормы
«антикоррупционного поведения». Но такое принуждение вряд ли будет
эффективным в ситуации, когда подавляющее большинство членов общества
плохо понимают, что такое коррупция, и привыкли решать свои проблемы
коррупционными способами. Ещё больше снизит эффективность принуждения к
выполнению норм антикоррупционного поведения то, что принуждать членов
общества к такому поведению будут органы власти, сами сильно
коррумпированные.
Создание некоррумпированных органов власти или
хотя бы подразделений в них ставилась и решалась во многих странах,
которые реализовывали эффективные антикоррупционные стратегии. Такие
некоррумпированные органы власти могли бы стать опорой руководителей
нашего государства в реальном принуждении к некоррупционному поведению
государственных и муниципальных служащих, руководителей органов власти,
представителей частного бизнеса, некоммерческих и общественных
организаций.
Положения Национальной стратегии противодействия
коррупции и Национального плана противодействия коррупции могут
выполняться государственными и муниципальными служащими только по
указаниям вышестоящих начальников, представителями частного бизнеса —
только под давлением правоохранительных органов и других органов
власти. А подавляющее большинство граждан практически не будет
проявлять никакой антикоррупционной активности. Этот прогноз низкой
антикоррупционной активности российского общества обосновывается
результатами многих социологических исследований коррупции, которые
показывают, что совершение коррупционных действий выгодно и гражданам,
и представителям частного бизнеса, и государственным, и муниципальным
служащим.
Президент РФ признал, что за два года выполнения
Национального плана противодействия коррупции в предыдущей редакции
разработанные и внедрённые нормы законодательства слабо повлияли на
снижение уровня коррупции в нашей стране. Он заявил, что важнее
концепций и норм законодательства «общее состояние дел, важнее
отношение к этому явлению в нашей стране, в государстве, среди
чиновничества и среди обычных людей».
Этот вывод Президента РФ подтверждается
результатами социологических и правовых исследований, в соответствии с
которыми в современной России ни граждане, ни представители органов
власти и частного бизнеса не склонны соблюдать нормы законов. Точнее,
они выполняют те нормы законов, которые выгодны им или их корпорациям.
Противодействие коррупции, чтобы оно было
эффективным, должно использовать разнообразные средства и методы
повышения рисков и угроз привлечения к ответственности участников
коррупционных действий. В противном случае коррупционеры, как
показывает практика, адаптируются к любым новшествам, продолжая
заниматься коррупцией в тех формах и теми методами, которые пока
российским законодательством не квалифицируются как преступления или
опасные преступления.
Практика последних лет противодействия коррупции и
результаты социальных исследований показывают, что введение в действие
новых норм законов необходимо, но явно недостаточно для снижения её
уровня. Ведь они не способны изменить мотивацию государственных и
муниципальных служащих действовать без коррупции, решать возникающие
проблемы легитимными способами. А в современных российских органах
власти формированием и развитием такой мотивации государственных и
муниципальных служащих фактически не занимаются: не разработана ни
теория этих процессов, ни информационное, ни необходимое
нормативно-правовое обеспечение.
Национальная стратегия противодействия коррупции и
Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы задачу
формирования некоррупционной мотивации деятельности также не ставят и,
соответственно, не решают. На государственной и муниципальной службе в
нашей стране поддерживается и развивается практически единственная
мотивация — повышение собственного благосостояния за счёт роста окладов
и других выплат. Такая мотивация во многих случаях провоцирует
руководителей и государственных служащих совершать коррупционные
действия, потому что в сложившихся условиях ориентация их в своём
поведении на нормы этики, морали и нравственности, препятствующие
коррупции, обычно их окружением оценивается как непрофессионализм в
работе.
В главе V Национальной стратегии противодействия
коррупции указано, что эта стратегия реализуется «путём активного
вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий,
общественных объединений и других институтов гражданского общества».
Однако документ не содержит описания методов включения институтов
гражданского общества, СМИ и частного бизнеса в её реализацию. Но, тем
не менее, в современной российской ситуации именно граждане и
предприниматели могли бы способствовать повышению уровня мотивации
государственных служащих решать их проблемы без коррупции. Но для этого
им необходимо осознать коррупцию как общественную, а не личную
проблему, и попытаться найти способы решений не только своих, но и
чужих проблем без коррупции, заставить государственных служащих в
органах власти и управления не просто функционировать, на что их
направляют разнообразные регламенты, а решать социальные,
экономические, государственные и другие проблемы. И в этом гражданам и
предпринимателям могли бы помочь средства массовой информации, если бы
они способствовали постоянным обсуждениям таких проблем с участием
экспертов и граждан.
Национальная стратегия противодействия коррупции
предполагает, что граждане будут только сообщать о фактах коррупции в
органы власти и в СМИ, не предполагается проявление их самостоятельной
и творческой активности в поисках возможностей жить и взаимодействовать
с органами власти и государственного управления без коррупции. И пока
этот недостаток Национальной стратегии противодействия коррупции не
будет исправлен, возможности гражданского общества в противодействии
коррупции в нашей стране будут использоваться неэффективно.
Заключение подготовил В.Римский
Источник: МБПЧ

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА