Отражение традиционной китайской культуры в концепции «мужская сторона — левая, женская — правая»

The Epoch Times01.07.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:28
Инь и Ян находятся одновременно в постоянной борьбе и единстве. Фото: с epochtimes.ru
Инь и Ян находятся одновременно в постоянной борьбе и единстве. Фото: с epochtimes.ru
В Китае обычай считать левую сторону мужской, а правую — женской, похоже, затрагивает все аспекты повседневной жизни людей. Откуда возникло такое представление?
Как говорится в легенде, после того, как прародитель китайской нации Паньгу стал божеством, все части его тела и органы превратились в Солнце, Луну, звезды, горы, реки, озера, все вещи на земле и все жизни. В книге «У юнь ли нянь цзи» (3 век н.э.) написанной Сюй Чжэн в период Трех Королевств, говорится, что Солнце и Луна были созданы из двух глаз Паньгу. Бог Солнца был левым глазом Паньгу, а Бог Луны — правым глазом. Это стало началом традиционного китайского обычая: «мужская часть — левая, женская часть — правая».

Этот обычай тесно связан с философией древних. В рамках традиционной концепции двумя противоположными сторонами были Инь и Ян. Например, всё могло различаться по размеру, длине, местоположению вверху или внизу, слева или справа и т.д. Древние люди классифицировали всё, что было большим, длинным, верхним и располагалось слева, как Ян, а вещи, которые были маленькими, короткими, располагались внизу и справа, как Инь. Ян был твердым и сильным, а Инь — мягким и слабым. Что касается темперамента, мужчина сильный, принадлежащий Ян, — слева, а женщина — нежная и мягкая, принадлежащая Инь, — справа.

Концепция «мужчина — слева, женщина — справа» также находит свое отражение в том, какое в китайской традиционной медицине выбирают запястье для проверки пульса. Когда проверяют пульс для диагноза, у мужчин проверяют на левом запястье, а у женщин — на правом.

В самом деле, понятие «мужская сторона — левая, женская — правая» возникло из теории Инь-Ян школы Дао. Вещи, обращённые к солнцу, классифицируются как Ян, а противоположные им считались Инь. Позднее это понятие распространилось на климат, расположение вещей, состояние движения и т. п. Теория Инь-Ян указывает, что все вещи в природе имеют две противоположные стороны — Инь и Ян. Обе стороны также дополняют друг друга, движение единства противоположностей является фундаментальной причиной возникновения, развития, изменения и гибели веществ.

Как сказано в 5-й главе книги Хуан «Ди нэй цзин су вэнь цзябао», «Инь и Ян — путь Неба и Земли, закон всех вещей, мать всех изменений и начало жизни и смерти».

Инь и Ян могут быть использованы для описания противоположностей и для анализа двух противоположных сторон материи. Как правило, вещи в сильном движении, физически сильные, направленные или движущиеся вверх, теплые или ясные рассматриваются как Ян. Вещи относительно тихие, духовные, находящиеся внизу или движущиеся вниз, холодные или тусклые считаются Инь. Если говорить о небе и земле, то небо, будучи легким и ясным, считается Ян. Земля, будучи тяжелой и плотной, считается Инь

Что касается воды и огня, то вода относится к Инь, так как она несет холод и влагу, а огонь — к Ян, поскольку он горячий и обжигающий.

Теория Инь и Ян утверждает, что пять элементов (дерево, огонь, земля, металл и вода) представляют собой фундаментальное соотношение изменения. Пять элементов находятся в непрерывном движении, побуждают к взаимному порождению и взаимному уничтожению. Эта теория имела глубокое влияние на развитие древней философии. Метеорология, химия, математика, музыка, медицина — развитие всех этих наук объясняется теорией Инь и Ян.

В «Диаграмме тайцзи» Чжоу Дуньи существует такое описание: «Безграничная пустота создаёт тайцзи; движение тайцзи порождает Ян, когда движение доходит до крайности, оно превращается в тишину, а тишина порождает Инь, когда тишина доходит до крайности, она вновь превращается в движение. Движение и неподвижность происходят друг от друга; Инь и Ян дифференцированы и существуют как противоположности».

Таким образом, «тайцзи порождает Инь и Ян» и «в результате их взаимодействия, возникают многочисленные вещи. Эти вещи производят другие вещи, и эти изменения бесконечны». Наилучшее и наиболее полное представление о концепции Инь и Ян древних ученых даётся в «Книге Перемен». Концепция «мужская сторона — левая, женская — правая» также является способом отражения Инь и Ян в традиционной культуре.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА