К долгой жизни с макробиотикой

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:37
Титульная страница из книги Хуфеланда «Искусство продления человеческой жизни». На рисунке Кристиана Фридриха Штельцеля богиня судьбы Клото, ткущая нить жизни, богиня судьбы Лахесис, которая её ведет, и богиня судьбы Атропос показывает, как она её обрезает. Репро: частное собрание.
Титульная страница из книги Хуфеланда «Искусство продления человеческой жизни». На рисунке Кристиана Фридриха Штельцеля богиня судьбы Клото, ткущая нить жизни, богиня судьбы Лахесис, которая её ведет, и богиня судьбы Атропос показывает, как она её обрезает. Репро: частное собрание.
Один выдающийся немецкий врач еще в конце 18 столетия проанализировал жизнь тысяч людей и резюмировал многочисленные полезные рекомендации для долголетия, которые и в сегодняшние времена актуальны и ценны на вес золота.

«Человеческая жизнь, с физической точки зрения — своеобразная биохимическая реакция, […] которая может ускоряться или замедляться вследствие осознания своей сущности и её потребностей» — начинает свой эпохальный труд о продлении человеческой жизни Кристоф Вильгельм Хуфеланд.

Во все времена человеческой мечтой было продление собственной жизни. Хуфеланд, замечательный немецкий врач, живший во времена романтики, рассмотрел эту тему в своем труде, основанном на статистических исследованиях: «Макробиотика: искусство продления человеческой жизни». Этот труд считается одним из первых на эту тему.

Опубликованная в 1796 году работа всесторонне анализирует имеющиеся медицинские знания. При этом он опирается на период времени от античности, времен египтян, до 15 столетия — времен Парацельса. Поразительна актуальность его трудов, соответствие и точность его познаний ценна и на фоне сегодняшних открытий.

Этот труд в двух частях трезво и с чувством юмора рассуждает об известных в то время медицинских знаниях. Рядом с общетеоретическими рассуждениями первой части, во второй части своей книги он рассматривает факторы, ответственные за укорочение или продление жизни, которые мы и рассмотрим в этой статье.

Медицинские познания античности и средневековья

В отличие от большинства своих коллег, Хуфеланд с юмором критиковал и обосновывал однозначную ложность некоторых методов целительства, которые нам сегодня кажутся мало способствующими оздоровлению.

Например, практики оздоровления египтян, которые хотели продлить жизнь, в основном, обильным потением и искусственной рвотой. Он называл это впадением в приключенческие идеи, как искусственное, не натуральное средство для сохранения здоровья. По его мнению, это представление базируется на нездоровом климате Египта, который отличается жарой и потопами. В этом пункте его размышления соотносятся с сегодняшними научными познаниями. До сего дня никакое из научных исследований не смогло установить действительное продление жизни регулярной рвотой и потением.

«Умеренность, свежий и чистый воздух, ванны и упражнения для тела»

«Древние греки под влиянием чистой и красивой природы видели эту проблему в другом свете» — пишет Хуфеланд далее о мудрости древних греков. Согласно их познаниям было важным, «чтобы упражнения для тела и души всегда находились в равновесии». «Умеренность, свежий и чистый воздух, ванны, натирания и упражнения для тела» — по учению Гиппократа должны были служить омоложению жизни.

Хуфеланд дополняет это еще одним фактором, который способствует сохранению молодости — присутствие детей. Или, если выражаться его словами: «Жизнь омолаживается и сохраняется здоровой под влиянием «близкой атмосферы свеже-цветущей юности».

Продолжительность жизненной силы через умеренность

Указания и руководства для продления жизни, которые Хуфеланд вывел, опираясь на историю и собственные исследования, отражают его восприятие жизни о сохранении и ослаблении жизни. В связи с этим его указания и руководства будут более понятны через рассмотрение его мыслей.

Основываясь на своих общих теоретических размышлениях, Хуфеланд приходит к выводу, что продолжительность жизни зависит в основном от жизненной силы. Он пишет: «Бесспорно, что жизненная сила принадлежит к всеобъемлющей, самой непостижимой и могучей силе природы. Она наполняет, она двигает всем, очень возможно, что она является основным источником, из которого происходят все остальные силы физического, органического мира».

Из своих логических размышлений и наблюдений Хуфеланд формулирует дальнейшие возможности стимулировать эту жизненную силу или ослаблять её. При этом особенное значение относительно продления времени жизни определяется фактору «спокойствия».

«Торопиться неспеша» — продление жизни

Скорость и интенсивность жизни определяют продолжительность жизни — считает Хуфеланд. Тепло, хорошее питание и забота, без сомнения, полезны для человека. Но при этом нужно учитывать, что чрезмерное тепло, хорошее питание и забота могут сильно сократить жизнь. Хуфеланд описывает: «Чем менее интенсивна жизнь существа, тем она продолжительнее. Можно увеличить размер растения теплом, удобрением и искусственными способами, оно будет быстрее и совершеннее развиваться, но также быстрее погибнет».

Чтобы понять конкретные пути продления жизни, Хуфеланд изучал жизнь многих людей, которые жили особенно долго. «Так мы можем заметить, в каком климате, при каких счастливых обстоятельствах, в каком состоянии, при каких предрасположенностях душевного и телесного состояний человек достиг наибольшего долголетия».

После анализа условий жизни бесчисленных исторических личностей, Хуфеланд заметил, что «необычайные примеры долгой жизни можно найти среди людей, ведущих простую и естественную жизнь с физическим трудом и на свежем воздухе». Исходя из данных исследований, он придавал большое значение взаимосвязи с природой.

Люди, стремящиеся к счастью или долгой жизни, не доживают до старости

Он выяснил, что люди, устремленные к карьере и определенному положению, стремящиеся к счастью или долгой жизни живут недолго. «Можно дать плоду двойную порцию тепла и питания, чем он имеет в естественном состоянии; хотя он и достигнет своего кажущегося созревания наполовину быстрее, но определенно не той степени совершенства и развития, чем плод достиг бы в естественном состоянии», — объясняет Хуфеланд. Исходя из собранных им данных, люди, живущие простой жизнью, как к примеру, домохозяйки, крестьяне, охотники или пастухи достигали почтенного возраста, который мог превышать 100 лет.

Из этих данных Хуфеланд сделал вывод, что при жизни на природе, следуя естественному ходу жизни можно прожить долго, если сохранить детскую радость, легкость и внутреннее счастье детских дней. Чтобы достичь долголетия необходимо следить за равновесием своих чувств, обладать умеренным темпераментом, а также иметь благоприятные вешние факторы такие, как перемены температуры и климата.

Опираясь на названные факторы, Хуфеланд особенно выделяет «соразмерность». В жизни должно присутствовать равновесие как в делах, темпераменте, так и во внешних условиях. «Особенно благотворно на продление жизни сказывается однородность воздуха, в соотношении тепла и холода, его тяжести и легкости» — пишет Хуфеланд.

Оставаться верным законам природы

«Чем более человек верен природе и её законам, тем больше он живет. […] Как только люди стали цивилизованней и стали тонуть в роскоши, комфорте и лени, их жизнь сократилась». Среди бесчисленных людей, жизнь которых он исследовал, обнаружилось, как уже упоминалось выше — люди с простым образом жизни жили очень долго. Также и по данным, известным на сегодняшний день, старейшая в мире женщина была по профессии домохозяйкой. Остается проверить, действительно ли домохозяйки достигают рекордного возраста.

Теоретически наибольший возраст человека составляет, по мнению Хуфеланда 200 лет. Индивидуальная продолжительность жизни зависит от множества внешних и внутренних факторов. «Они, однако, очень изменчивы, так же различны, как сам индивидуум. Они складываются из лучшего или худшего веса, из образа жизни, медленного или быстрого потребления, и обусловлены тысячекратными обстоятельствами, которые как изнутри, так и снаружи влияют на продолжительность жизни».

«Открытость для радости, любви и надежды, закрытость для чувств ненависти, гнева и зависти»

Чтобы прожить более 100 лет человек с хорошей предрасположенностью нуждается помимо хорошей пищеварительной системы, более всего в уравновешенном и не раздраженном сердце. Он поясняет свою концепцию на примере быстрого и медленного пульса. Кто быстро подвергается волнению, даже по мелочам, живет в подъемах и спадах, его сердце, а также и жизнь будет значительно быстрее истощаться.

«Мы часто наблюдали, как основная причина внутреннего поедания или самоистощения находится в постоянном кровообращении. […] Люди, имеющие постоянно «раздраженный» пульс, у которых каждая эмоция, каждая капля вина приводит в движение сердце, не являются кандидатами на долгую жизнь», — пишет Хуфеланд.

О человеке, который, по его наблюдениям, имеет хорошие шансы на долгую жизнь, он пишет: «Он, в целом весел, разговорчив, участлив, открыт радости, любви и надежде, но закрыт для чувств ненависти, гнева и зависти. Его страсти не будут интенсивными и изнуряющими».

И если все-таки дойдет до раздражения и ярости, этот человек сможет воспринимать все легко и не будет горячиться. «Дойдет до настоящего гнева и ярости, то это больше полезный разогрев, искусственная и благотворная горячка, без истечения желчи» — считает макробиолог Хуфеланд, «Он любит занятия, особенно спокойные медитации, приятные умозрительные занятия — он оптимист, друг природы, домашнего уюта, отдален от жажды почета и жадности и всех забот следующего дня».

Что касается искусственных рецептов, растворов, солей и медикаментов, Хуфеланд — их противник. «Эти частично алкогольсодержащие средства действуют как сильные раздражители, увеличивают внутреннее движение, интенсивность жизни и как следствие приводят к самопоеданию и истощению», — объясняет макробиотик. Также будут жить короче те, кто в своей жизни постоянно ищут наслаждений и им отдаются.

Помогают не искусственные рецепты, а природа

Тайна долгой жизни более всего кроется в умеренности. В конце труда Хуфеланд обобщает все в форме длинного стиха.

«Хочешь жить весело и долго,

Живи в молодости жестко и строго.

Наслаждайся всем, но умеренно,

И оставь то, что тебе не полезно».

Кроме того, нужно обращать внимание на хороший долгий сон и радоваться красоте природы, много двигаться на свежем воздухе, как в саду, так и поездках. Так же стимулирующе действует частый контакт с элементом воды, мягкий уход и хорошее очищение.

Важная часть его советов касается питания. Нужно есть спокойно. Больше фруктов и меньше жиров — наиболее благоприятно. В заключение стиха о правилах жизни Хуфеланд формулирует мысль об обязательности, добросовестности в жизни и рассмотрении смерти как друга.

Версия на немецком

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА