
Ее заявление вряд ли облегчит участь или компенсирует недостаток воды десяткам миллионов людей, страдающим от засухи в юго-западных провинциях Китая. Оно также не остановит строительство плотин в верховьях реки Мэкун, – проекта, которому решительно противостоят многие страны юго-восточной Азии, заявляя, что это отрицательно скажется на биологическом разнообразии реки, качестве воды и объеме воды в низовьях.
Ущерб, нанесенный проектами Министерства водных ресурсов экосистеме Китая, еще полностью не подсчитан.
Специалист или преступник?
Выводы экспертов таковы: неправильное использования водных ресурсов породили три проблемы - в одних местах это привело к наводнениям, в других- к засухе, а третья всеобщая проблема - это загрязнение и Цянь Чженин виновна в сложившейся критической ситуации.
Цянь Чженин – единственный чиновник высокого ранга, весь период времени работавшая в одном и том же министерстве на должности замминистра водных ресурсов, впоследствии министра с момента правления Мао Цзэдуна, затем Хуа Гофэна и Дэн Сяопина.
В ее краткой автобиографии, опубликованной государственным агентством «Синьхуа», говорится, что она «участвовала в изменении течения рек Желтой, Янцзы, Жемчужной, Хуай и Хай. Она руководила исследованиями главных водных ресурсов страны и исследованиями в области гидроэнергетики, а также решала все главные технические вопросы по разработке проектов сооружений, предназначенных для покорения рек, таких как водохранилища на реках Хуай и Миюнь, гидроэлектростанция на реке Люцзяся и проект Гэчжоуба на реке Янцзы.
Подводя итог почти сорокалетней деятельности Цзянь на посту министра, можно сказать, что это был период систематического разрушения водных ресурсов Китая. Желтая река высохла, в реке Хай очень низкий уровень воды, Жемчужная река и река Хуай загрязнены настолько, что приносят больше вреда, чем пользы.
Цянь Чженин была инициатором проведения политики «Трех направлений»: «Водохранилища», «Малые проекты» и «Объекты местного подчинения». При разработке проектов не учитывались различные географические и гидрологические факторы в масштабах всей страны и совершенно игнорировались местные географические условия. В результате, десятки проектов закончились катастрофой. В середине 70-х несколько сотен водохранилищ пересыхало каждый год.
Специалист-гидролог, не пожелавший назвать своего настоящего имени, псевдоним Чэнь Ши, проработавший несколько десятилетий в Институте водных ресурсов и гидроэлектроэнергетики, написал статью «Почему Китай до сих пор постоянно страдает от водных катастроф: короткий комментарий на 50-летие китайской гидрологии». В ней детально доказывается вина Цянь Чженин в бедственном положении китайских водных сооружений, построенных под ее руководством.
Автор считает, что проекты в рамках «Трех направлений», инициированные ею, игнорировали принцип пропускной способности водного потока, они осуществлялись в широких масштабах вопреки оценкам специалистов и научным расчетам. Фонды на гидрологические исследования и разработки сокращались, при этом проекты слепо осуществлялись без надлежащей расстановки кадров и без учета различных мнений.
Министерство водных ресурсов под руководством Цянь Чженин занималось в основном крупными проектами. Первоначально запрашивалась низкая цена проекта, чтобы получить разрешение на его осуществление. Потом начиналось строительство, и следовали постоянные просьбы о дополнительном финансировании, в итоге стоимость проекта оказывалась в несколько раз выше первоначальной.
Министерство начинало следующий проект по такой же схеме, не закончив предыдущий. Это гарантировало постоянный приток денег в министерство, поэтому они обычно растачивались впустую.
После ее ухода с должности, реализация «Трех направлений» продолжала осуществляться. Эта программа вызвала большую критику во всем мире. Журналист Дай Цин, осужденный на десять месяцев тюрьмы за критику проекта, назвал ее «самым губительным проектом в мире для окружающей среды и для общества».
Извинения Цянь Чженин не могут компенсировать ущерб от ее безответственных деяний на своем посту, которые еще скажутся в будущем.
О чем не сказала Цянь
Цянь Чженин не упомянула о связи всех разрушительных гидрологических проектов с китайской политической системой. Поэтому все ее заявления очень поверхностны с точки зрения специалистов.
Чэнь Ши, например, в своей статье говорит: «Широкомасштабные гидрологические проекты в Китае были политизированы. Причина в том, что высокопоставленные чиновники используют их в политических целях для повышения своей репутации и репутации партии. Чиновники низкого уровня используют их как возможность для продвижения по политической лестнице и из стремления угодить начальству.
Любые ретроспективные анализы будут бесполезны, если не учитывать роль китайской политической системы, которая была причиной бедствия. Преемник Цянь Чженин, Пань Юэ, кажется, видел это в более правильном свете. В феврале 2006 года в интервью корреспонденту Southern Weekly он сказал, что «экологические проблемы в Китае – это политические проблемы».
Не беспокоясь о последствиях
В китайской однопартийной системе царит полная безответственность за совершение ошибок, как бы велики или малы они не были. Геноцид, народа осуществленный Мао, до сих пор почитается как «героический, правильный и великий». Во время недавнего принудительного выселения жителей с территории, конфискованной правительством, несколько человек совершили самосожжение в знак протеста. Никто из чиновников не понес никакой ответственности. Китайские водные ресурсы находятся на грани краха после сорока лет руководящей деятельности Цянь Чженин и КПК. Однако она не высказала ни слова сожаления, кроме формального извинения, озвученного недавно государственными СМИ.
Когда же эти безответственные политиканы перестанут управлять Китаем?
Но чувство справедливости все еще остается в народе. Когда начался осуществляться проект «Три направления», Хуан Ваньли перед смертью сказал: «В будущем будут установлены три коленопреклоненные железные статуи в городе Байди, точно такие, как на могиле Юэ Фэя в Ханчжоу. Они будут стоять на коленях в знак признания своих преступлений против реки Янцзы, против всего китайского народа, против будущих поколений. И рядом с ними будет каменная доска с надписью: «Пожалуйста, простите нас. Мы не смогли их остановить». Это будут статуи Цянь Чженин, Чзан Гуандоу и Ли Рэн».
Я надеюсь, что слова господина Хуана сбудутся, так как статуи на коленях будут олицетворять не только трех чиновников, а всю компартию с ее безответственной политикой.
Версия на английском
0
0