Креативная индустрия – зов XXI века

The Epoch Times31.05.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:44
Элегантная публика собралась в конце мая в изящном интерьере петербургской гостиницы XXI века для участия в международном форуме. Началась встреча 11 стран Северной Европы с бесед за чашечкой зеленого чая, а закончилась строго, по-деловому – подписанием «Меморандума о взаимопонимании, устанавливающего принципы формирования Партнерства «Северного измерения» (СИ) в сфере культуры».

«Северное измерение» – название проектов Евросоюза, принятых еще в 1997 г. по инициативе Финляндии, направленных на развитие трансграничного сотрудничества прибалтийских стран ЕЭС, а также Исландии, Норвегии и России. На сегодня в рамках «Северного измерения» действуют два проекта: Природоохранное партнерство и Партнерство в области здравоохранения и социального обеспечения.

Международный учредительный форум в Петербурге собрал представителей властей, деятелей культуры и креативной сферы для обсуждения путей развития креативной экономики в регионе СИ. Участники подписали совместный Меморандум, в котором указана цель создания Партнерства: «координация деятельности сетей, проектов и иных культурных мероприятий на территории СИ».

Партнерство СИ в сфере культуры – новая инициатива для Северной Европы. Оно начнет свою работу в 2011 году и позволит, кроме прочего, создать вокруг себя новые рабочие места.

Зам. министра культуры РФ Андрей Бусыгин расценил начало этого проекта как «масштабное событие по созданию креативной экономики через взаимодействие учреждений культуры и бизнеса». Это означает государственное признание ситуации, когда стимулирование культуры и искусства становится необходимым условием экономического развития.

Мика Бедекер, директор информбюро Совета министров Северных стран в СПб также считает, что новое партнерство будет способствовать развитию сотрудничества в сфере культуры и креативных индустрий региона СИ.

На первый взгляд, новый термин «креативная индустрия» относится только к культуре и означает менеджмент. Существует чрезвычайно важная сфера человеческой деятельности – культура и искусство. Важно, чтобы «предметы» искусства, будь то симфония или картина, стали доступны «потребителю», для этого необходим организатор такой встречи – менеджер, модератор… (названия разные). Например, понятен менеджмент в организации уже проводящихся совместных музыкальных фестивалей России и Финляндии. Кажется, что все вместе и называется креативная индустрия. Да, но лишь частично.

Что же стоит за термином креативная индустрия? Он возник в конце прошлого века, когда философы выделили предпринимательство как еще один фактор производства. В начале XXI века набирает популярность новая концепция «креативного класса». Социолог Ричард Флорида, один из ее основателей, называет этих людей Homo creativus, новым общественным классом, который начинает определять рост и процветание целых городов и регионов. Джон Као, ученый Стенфордского университета, охарактеризовал креативность, как процесс генерирования идей и превращения их в ценности. По-русски говоря, это новаторство и предпринимательство.

Хорошее дополнительное пояснение этому понятию дает определение западных социологов и экономистов: капитал в головах, а не на банковских счетах.

Культурная и креативная экономика уже признаются мотором развития стран путем внедрения инноваций. Например, Германия в этой сфере занимает одно из ведущих мест в Европе, Великобритания также уделяет ей большое внимание, назвав сферу приоритетной.

Вслед за подписанием Меморандума в Петербурге двухдневный форум представителей всех 11 стран Северной Европы и занимался обсуждением этих вопросов и конкретных планов взаимодействия в новом Партнерстве.

Итак, сегодня Россия продолжает углублять сотрудничество с Европой, следуя за ее «новаторством». Правда, с долей сожаления, хочется напомнить, что Россия все это уже «проходила». Вспомним добрым словом могучих купцов-предпринимателей, щедро поддерживавших культуру и внедрявших новшества в экономику. Придется учиться забытому. Поэтому так своевременно прозвучали на форуме слова Яна Туровски – титулярного посла Польши. Он назвал новое Партнерство «огромным резервом, который соединит традиции и инновации в культурном бизнесе».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА