Джигитовка — искусство кентавров

The Epoch Times01.07.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:45

Джигитовка - искусство кентавров. Фото: Владимир БОРОДИН. Великая Эпоха (The Epoch Times)


Джигитовка — искусство кентавров. Фото: Владимир БОРОДИН. Великая Эпоха (The Epoch Times)

Джигитовка - искусство кентавров. Фото: Владимир БОРОДИН. Великая Эпоха (The Epoch Times)


Джигитовка — искусство кентавров. Фото: Владимир БОРОДИН. Великая Эпоха (The Epoch Times)

Джигитовка (от тюркского «джигит» — искусный и отважный всадник), как искусство верховой езды было совершенно недоступно средневековым европейским рыцарям. Хотя первое, известное нам, упоминание о ней относится именно к Европе, а точнее к Римской империи, где это искусство выглядело как чудо.

По свидетельству Диона Кассия, во II веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану необычную езду на лошадях, которая настолько поразила Императора, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся и по сей день.

В Старом Свете (впрочем, тогда он ещё не был старым, а считался простым Центром цивилизации, окружённым со всех сторон варварами) с верховой ездой было не очень. Прогресс шёл по пути утяжеления доспехов, и, как результат, средневековые рыцари уже не могли залезть (по другому и не скажешь) на своих лошадей без помощи оруженосцев. Так что не обременённых доспехами всадников из кочевых племён, которые, благодаря искусству верховой езды казались продолжением своих скакунов, считали обычными кентаврами.

По мнению специалистов, первое, с чего собственно и началось то, что впоследствии назвали джигитовкой, был обыкновенный заскок — то есть быстрая посадка в седло (одним заскоком). Потом началось: езда стоя (применялась для лучшего обзора в степи), езда задом наперёд (удобно пускать стрелы в догоняющих), подъём с земли предметов и имитация смерти всадника (для введения в заблуждение тех же догоняющих). Лошади, кстати, тоже могли притвориться мёртвыми, ну или, по крайней мере, лечь по первой команде. Так в строевом уставе русской кавалерийской службы 1899 года был прописан способ создания обороны (по кругу или в линию) за поваленными лошадьми. Эффективность этого приёма усиливало то, что в нужный момент все лошади «оживали», и начиналась атака.

А в XIX веке начался цирк. В смысле, джигитовка попала на арену, да так там и прижилась. Кроме того, она так понравилась европейским зрителям, что с двух-трех тысячелетним опозданием европейские наездники создали свой вариант искусства верховой езды — вольтижировку (фр. voltiger — порхать, летать).

Но искусством это является только с западной точки зрения, а с точки зрения казаков это уже нельзя считать даже верховой ездой. В вольтижировке лошадь привязывается таким образом, что она может только скакать по кругу, превращая джигитовку в обычную гимнастику, пусть и в седле. Ни о каком единении с лошадью тут речи не идёт. С запада вольтижировка попала (в другом случае можно было бы сказать — вернулась) в Россию. От джигитовки она принципиально отличается тем, что не приносит, мягко говоря, никакой пользы здоровью лошади. (Представьте гимнаста, а то и целую команду из 8 человек, которые прыгают на её позвоночнике). А чтобы лошадь не взбунтовалась от такого обращения, её просто закрепляют в необходимое положение целой системой ремешков. Но, хватит о грустном.

Первые профессиональные конные каскадёры появились, как нетрудно догадаться, в России, после того как у нас появился кинематограф. И первый в истории фильм с трюками на лошадях был снят тоже у нас, в 1896 году. «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка» А. К. Федерецкого. А в 20-е годы ХХ века на Западе начали использовать элементы джигитовки в фильмах о ковбоях.

Говорят, после просмотра одного такого вестерна Сталин спросил: «Почему наши режиссеры не снимают таких фильмов?». «Но это же безыдейный фильм!» — поразилось и начало оправдываться его окружение. «Ну и что — безыдейный. Зато, какие смелые люди», — похвалил советский вождь американских ковбоев. Он не знал, что все трюки на лошадях в этих фильмах выполняли русские эмигранты — белогвардейцы. Их система подготовки лошадей и легла в основу американского стиля western.

В результате этой пары фраз в 1950 году в СССР вышел фильм с конными трюками — «Смелые люди», и в Союзе началось развитие конного каскадёрства.

На Западе джигитовка известна под названием kozak voltig, но ею занимаются в основном только циркачи и каскадёры. В 2005 году у нас возродили спортивный вид джигитовки. Пока в её обязательную программу входит только несколько элементов, а все остальное спортсмены могут показать в произвольной, но хочется надеяться, что со временем этот спорт заменит вольтижировку в России, а может быть и во всём мире.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА