О ста гениях современности. Ино, Хёрст, Таммет, Бейкер, Баренбойм

логотип Epoch times

Компания Synectics в 2007 году опубликовала список Ста ГЕНИЕВ современности. До сих пор эта информация считается одной из самых интересных и запоминающихся.

Многоступенчатое исследование проводились в Великобритании, во время которого было опрошено 4 тысячи человек.

Наверняка гениев в наше время гораздо больше, чем сто, но выделить сотню самых выдающихся, да еще и живущих среди нас – это заслуживающая уважения задача.

Гении современности. Брайан Ино

Гении современности. Дэмиен Хёрст

Брайан Ино

Брайан Ино – английский музыкант-экспериментатор, композитор, теоретик, новатор, изобретатель звуков и программы «77 Million Paintings», признан «отцом» эмбиентной и генеративной музыки, саунд-продюсер, мультимедийный артист – пятнадцатый гений из списка «Сто гениев современности».

Брайан Ино произнес гениальные по своей простоте слова: «Не нужно впечатлять себя, нужно меняться». Он ясно понял, что значит «быть творцом», понял, глубоко войдя в загадочный мир искусства, сумев из его недр взглянуть на внешний, окружающий мир.

В одной из немногих опубликованных бесед с Брайаном Ино, гениальный музыкант рассказывает о принципах настоящего творчества, выделяя из них три главных.

Во-первых, нужно быть полностью уверенным, что то, чем ты занимаешься – правильно, и упорно доводить свое дело до конца.

Во-вторых, не надо стремиться быть кем-то, кто, например, пишет музыку лучше, чем ты. Не надо стремиться подражать знаменитостям.

В-третьих, недостаточно только лишь «соображать в музыке», что приведет к вредному чувству – бахвальству. Нужно постоянно меняться, не гордясь своим талантом, а удивляясь ему: «Кто этот человек, который создал такое?», вместо: «Какой я талантливый!»

Родившись в английском городе Вудбридже, недалеко от американской базы ВВС, вместо отторжения или вынужденного привыкания к самолетному гулу, мальчик был им очарован, для него невыносимый самолетный шум стал «марсианской музыкой».

Брайан Ино начал свои эксперименты со звуком и инсталляциями в 60-е годы, окончив Винчестерскую школу искусств. Там он, изучая теорию живописи и музыки, особенно интересуясь концептуализмом, осваивает свой первый музыкальный инструмент - многоканальный записывающий магнитофон. В возрасте двадцати лет, в 1968 году, Ино издает свою первую книгу - теоретический справочник "Музыка для не музыкантов".

Брайан Ино до сих пор принципиально называет себя «не музыкантом», но влиятельней его в музыкальном мире, пожалуй, никого не найдешь.

Свой первый самостоятельный альбом Ино выпускает в январе 1974 года, где он экспериментирует с музыкой, как многостаночник: необычный вокал с загадочными текстами, играет на гитаре, клавишах, синтезаторе. Кроме того он сам продюсирует материал, в результате, выпущенная пластинка "Here Come the Warm Jets" становится топовой в Британии. После первого альбома Ино запишет 24 альбома самостоятельно и 19 совместных пластинок с многочисленными звездами эстрады. Одна из самых удачных пластинок сделана в Москве в конце 80-х для экспериментальной группы «Звуки Му».

Брайан Ино как продюсер приобретает большой авторитет в середине 70-х, получает дважды премию «Brit Award» - лучший продюсер года. И не случайно: Брайан Ино ценит индивидуальность, видит гениальных людей и оказывает им поддержку - в том, чтобы отстоять свой неповторимый голос в огромном мире искусства.

«Отцом» эмбиентной (окружающей или «мебельной») музыки Ино становится после автокатастрофы, лежа в больничной палате, прикованный к пастели, часами слушая звуки улицы, шум дождя и грозы, вспоминая гул самолетов из детства. Оказывается, внешний звуковой поток незаметно влияет на человека, естественно проникая в него, как в часть единого мироздания. В таком звуковом потоке, который растворен в воздухе, нет композиции, он – и музыка, и свет, и цвет одновременно, в совершенстве гармонирует с внешней средой. Выздоровев, Ино записывает пластинку "Another Green World" (1975), где песенная форма полностью выпущена из своих рамок, мелодия свободна, ничем не ограничена. Появился новый жанр – звуковая живопись, которая с развитием видео превратится в видеоклипы всевозможных вариаций.

Брайан Ино полностью погружается в эмбиентный стиль, основав собственный лейбл Obscure Records, где публикует "десятитомную" серию своих экспериментов. С альбомом "Music for Airports" (1978) композитор входит в область психотерапии. Он сочиняет эмбиентные мелодии, помогающие авиапассажирам преодолеть страх перед полетом и перед возможной катастрофой.

Программа «77 Million Paintings» («77 миллионов картин») была создана Ино в 2006 году. Работая над программой, Брайан решил расширить возможности телевидения «живыми картинками», которые может сотворить сам зритель, гарантируя уникальность изображения и неповторимость одновременного звучания. Выставка на основе программы «77 миллионов картин» успешно прошла в том же 2006 году в Италии, Великобритании, Японии, Южноафриканской Республике, в 2007 году – в США.

Брайан Ино принес человечеству еще одну пользу, создав вместе с Питером Шмидтом карты, так называемые «Обходные стратегии», помогающие пользователям решать всевозможные жизненные дилеммы.

Кто помнит мелодию-вставку к запуску Windows 95? Ее создатель тот же гениальный Брайан Ино. В интервью газете The San Francisco Chronicle Ино коротко и образно поведал историю создания мелодии: "Знаешь, нам нужна музыкальная пьеса такая… Универсальная, ну такая… Оптимистичная, фантастическая, сентиментальная, эмоциональная. - они выдали мне список всевозможных эпитетов, а в конце списка говорилось, что по времени пьеса должна длиться всего три с четвертью секунды!"

Одна из песен Ино: *** У этой реки

Здесь мы в тупике, у этой реки, ты и я в тупике, под небом. Вот, всё падает вниз, вниз, вниз, все падает вниз.

Течение дня, как-будто океан, где ожидание пустоту запомнило. Зачем мы шли, шли, шли сюда, Я удивляюсь, зачем?

Ты говоришь со мной, как будто издалека, я отвечаю тебе о том, что пережил. Но время, время, время, не наше пока. Я отвечаю тебе из другого времени.

(перевод автора статьи)

Here we are stuck by this river You and I underneath a sky Thats ever falling down, down, down Ever falling down

Through the day as if on an ocean Waiting here always failing to remember Why we came, came, came I wonder why we came

You talk to me as if from a distance And I reply with impressions chosen From another time, time, time From another time

В мае Брайану Ино исполнилось 62 года.

В начало

Дэмиен Хёрст
Дэмиен Хёрст и его четверо друзей-однокурсников в 1988 году впервые обратили на себя внимание арт-дилеров, создав экспозицию Freeze в одном из пустующих зданий возле лондонского порта. Экспозицию назвали новаторской. Демоническая тематика стала вектором западноевропейского искусства, движением в направлении развития (или деградации) обратной стороны жизни, которая называется «смерть». Кстати, имя «Дэмиен» напоминает имя «Демон».
1992 – Херст представил инсталляцию под названием The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living («Физическая невозможность смерти в сознании живущего»), которая представляла собой огромную оскалившуюся акулу в аквариуме с формальдегидом. Работу выставил миллиардер и медиамагнат Саачи в своей галерее в северной части Лондона ( Saatchi Gallery), одной из самой престижной в мире. За эту акулу художник получит в 1995 году премию Тернера, одну из самых престижных в Европе.
1993 – Хёрст производит фурор своей работой Mother and Child Divided («Разделенные мать и дитя») на Венецианском биеннале.
1994 - Херст курирует шоу Some Went Mad, Some Ran Away («Некоторые сошли с ума, некоторые убежали») в Serpentine Gallery (в Змеиной галерее) в Лондоне, где он представил инсталляцию - овцу в аквариуме под названием Away from the Flock («Далеко от стада»).
2000 – персональная выставка в Нью-Йорке Damien Hirst: Models, Methods, Approaches, Assumptions, Results and Findings (Дамиан Хёрст: Модели, методы, подходы, предположения, результаты и полученные данные). За 12 недель выставку посетили 100000 человек, все работы были проданы.
2004 – продажа тигровой акулы в аквариуме с формальдегидом из цикла работ The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living («Физическая невозможность смерти в сознании живущего») сделала Хёрста вторым из самых высокооплачиваемых художников современности. Эта работа была продана за 12 миллионов долларов и подарена коллекции МоМа в Нью-Йорке.
2007 – выставка Superstition («Суеверие»), продано работ на 25 миллионов долларов. 2007 год стал рекордным в жизни Дэмиена Хёрста. Он продал свою инсталляцию-шедевр – череп, усыпанный брильянтами, под названием For the Love of God («С любовью к Богу») за 100 миллионов долларов и побил мировой рекорд – самое дорогое произведение искусства в истории. Тут мировая общественность уже не могла не назвать Хёрста гением.
Причем, Дэмиен Хёрст практически сразу ошеломил публику поступком, который никто из художников (может быть, и из не художников тоже) еще не совершал – перекупил «С любовью к Богу» сам, за баснословные деньги.
2009 – в интервью Би-би-си Хёрст заявил, что больше не собирается шокировать публику зверьем в формальдегиде, а займется живописью, чтоб шокировать людей так называемым «движением назад с кистью в руках».
В апреле 2009 года состоялась грандиозная выставка Дэмиена Хёрста в Киеве под названием «Реквием», вызвавшая много споров и негодований. Художник своим творчеством неустанно задает вопросы: «А что же такое искусство? От Дьявола ли оно или от Бога?»
Дэниел Таммет

Дэниел Таммет – сверходаренный лингвист, один из пятидесяти савантов, живущих сегодня. Человек, который чувствуя и видя образы цифр, с легкостью и невероятной быстротой проделывает математические вычисления и за несколько часов выучивает любой иностранный язык. Таммет признан гением и… не совсем «человеком», является семнадцатым по счету в списке «100 гениев современности».

Дэниелю Таммету 31 января исполнится 31 год. В четыре года мальчик перенес тяжелый приступ эпилепсии. Что-то у него сместилось или соединилось в самом загадочном человеческом органе – мозге, так родилась его гениальность, где цифры превращаются в осязаемые существа, разнообразные предметы становятся похожими на цифры.

Про Дэниеля Таммета в 2009 году снят документальный фильм «Уникальные возможности мозга». Госпожу Таммет, маму героя фильма, ученый-исследователь феномена саванта спросил, как Дэниель вел себя в детстве. Госпожа Таммет ответила, что она не знает, как они с отцом перенесли непрекращающийся два года крик младенца с момента его рождения. Она прибавила, что такой крикун отбил всю охоту иметь еще детей. Но … после Дэниеля родилось еще восемь.

В школе Дэниел Таммет с детьми не бегал и не играл. Его интересовали камушки, рисунки на листве. Он мог часами перебирать и считать камни, и рассматривать узоры на листве, которые напоминали ему цифры. Они были для необыкновенного ребенка живыми и значимыми.

Как правило, наличие сверхспособностей сопровождаются серьезными отклонениями в поведении. Дэниелю Таммету в этом отношении повезло, серьезных отклонений у него нет. Двигательная активность немного отстает, атлетом он вряд ли будет.

Фильм «Уникальные возможности мозга» подробно исследует гений Дэниеля Таммета и пытается дать зрителю визуальную картину того, что происходит в мозге саванта. Дэниэль видит вместо цифр картины, пейзажи, его вселенная четырехмерна. Цифра 5 – удар грома, 2 – движение слева направо и назад, 6 – отверстие в никуда, 9 – нечто огромное, страшное. Именно девятку видел Таммет повсюду, когда приехал в Нью-Йорк.

Дэниел Таммет встречается с самым известным савантом Кимом Пиком. Тот самый Пик, который стал прототипом фильма «Человек дождя». Ким Пик – это тот самый савант, который ответит на любой вопрос, он запоминает абсолютно все (кстати, он недавно умер в возрасте 58 лет). Ким Пик, прощаясь с Тамметом, предсказал: «Однажды ты станешь таким же великим, как я».

Мир узнал о гениальности Дэниеля Таммета через эксперимент с числом «ПИ», где 23- летний гений сказал, что назовет 22 500 чисел бесконечной дроби (3,14…..). 5 часов длился феноменальный эксперимент, Таммет ни разу не ошибся и не задумался.

Ученые долгое время не могли понять, как Дэниель вычисляет, заучивает слова неизвестного языка. Они подозревали Таммета в феноменальной памяти и безупречной натренированности. Но гениальный савант утверждал, что считает с легкостью, числа сами появляются в виде фигур и образов перед глазами и решения заполняет «картину». Тогда ученые сделали вывод, что у Дэниеля Таммета образовывается связь цифр и эмоций, но как она возникает? Это пока остается непознанным.

Еще один эксперимент, который блестяще выдержал Дэниель. Это приглашение исландского телевидения за неделю выучить один из самых сложных языков – исландский – и выступить на нем в прямом эфире. Таммет изучал язык меньше недели с учительницей, которая после передачи сказала: «Дэниель уникальный, сверхестественный, гениальный, он не человек, он пылесос». А когда спросили Таммета, как ему исландский, тот с обаятельной улыбкой ответил: «Исландский – красивый язык!»

Николсон Бейкер

Николсон Бейкер - американский писатель, признан гением, и находится восемнадцатым по счету в списке "100 гениев современности".

Николсона Бейкера либо читают с большим интересом и восхищением, либо закрывают книгу, произнося что-то типа «какая чушь и скукотища». Читателей со средней позицией у Николсона Бейкера нет. Здесь, видимо, и скрыта его гениальность – равнодушным не оставляет: или ты становишься фанатом писателя, или убегаешь подальше, но с острыми воспоминаниями.

Николсон Бейкер родился в 1957, он правнук известного журналиста, лауреата Пулитцеровской премии Рэя Стэннарда Бейкера (1870-1946). Николсон учился в Истмэнском музыкальном училище и в колледже Хэверфорд по специальности «английская литература».

Николсон Бейкер написал шесть романов, несколько публицистических книг, он ярый противник отказа библиотек от хранения информации на бумаге, противник модных технологий типа микрофильмов. Он громко выступает против уничтожения картотек, старых книг, газет, и постоянно помещает статьи по этим вопросам в ведущих литературных журналах.

Николсон Бейкер в 2001 году получил премию Национального круга литературных критиков. В 1997 году за попытки сохранить историческое наследие, писателю была присуждена премия Джеймса Мэдисона «Свобода информации». Николсон Бейкер живет на юге штата Мэн с женой и двумя детьми.

Николсон Бейкер – нетривиальный и шокирующий автор. Для него предельно важна каждая деталь, которую он не оставит в покое, пока не проникнет вглубь и не опишет до возможного для себя предела. Вот, например, как писатель описывает сустав пальцев одним длинным предложением: «В детстве я много думал об этом эффекте суставов пальцев и пришел к выводу: когда потихоньку преодолеваешь эти временные препятствия, ты, по сути дела, выравниваешь «стенки клеток», из которых состоит сустав, меняя то, что, с точки зрения своей неподвижности, казалось окончательной, стабильной географией данного микроскопического региона».

Николсон Бейкер неожиданно лихо, полушутя расправился с темой Второй мировой войны и антисемитизмом в книге «Человеческий дым», совсем не в сторону пацифистских намерений Черчилля и Рузвельта. Интересны высказывания прессы и разных известных писателей о творчестве Николсона Бейкера, в частности, о книге «Бельэтаж»:

«Серьезно-смешная книга. Маленькие вещи – шнурки, соломинки, беруши – после нее никогда не будут казаться прежними». ( Салман Рушди)

«Блистательная гиперстильная комедия Николсона Бейкера современных манер возвещает появление истинного оригинала. Роман его – триумф интеллектуального шока. Шока от увиденного свежим взглядом». (Sunday Times)

«Бейкер – не просто умник, а умница, один из лучших, как убедится всякий, кто окажет себе услугу и прочтет этот роман. Великолепное начало». (The Face)

«В «Бельэтаже» Николсон Бейкер воссоздает один день в жизни конторского служащего... вернее обеденный перерыв в жизни разума конторского служащего... Очень смешная книга – поистине одиссея примечаний». (Library Journal)

«Книги Бейкера – это как обрезки ногтей». (Стивен Кинг)

«Мистер Бейкер высвечивает невидимое в нашем мире с бритвенно-острой проницательностью и курьезным чувством юмора». (New York Times Book Review)

Даниэль Баренбойм
Даниэля Баренбойма считают своим и Аргентина, и Испания, и Германия, и Израиль, и Англия. К списку перечисленных стран можно прибавить города: Милан, Чикаго, Париж, Берлин и город его рождения Буэнос-Айрес. Если бы существовало Палестинское государство, то гениального музыканта оно считало бы также своим. Даниэлю Баренбойму список «100 гениев современности» предоставил почетное 19-ое место.

Даниэль Баренбойм родился в 1942 году вундеркиндом у родителей музыкантов русского происхождения в Буэнос-Айресе, судьба его была предопределена: родиться с ярко выраженными музыкальными способностями - обязывает. С четырех лет мальчика начали обучать игре на скрипке, немного позже на фортепьяно, в семь лет гениальный ребенок дает свой первый сольный концерт как пианист.

Через десять лет Даниэль Баренбойм с семьей переезжает в Израиль, где юное дарование через год дебютирует с Израильским филармоническим оркестром. В 12-летнем возрасте Баренбойм едет учиться в Зальцбург дирижёрскому искусству у Игоря Маркевича.

И с тех пор Земной шар становится для Даниэля Баренбойма одной страной. Он по сегодняшний день не прекращает колесить с концертами, как пианист и дирижер, по всему миру, хотя Берлинская опера его надолго от себя не отпускает, свободно разговаривает на восьми языках. Пока дом Баренбойма находится в Берлине, где живет его вторая жена, пианистка Елена Башкирова, и двое детей (младший - Михаэль Баренбойм, концертирующий скрипач).

В 13 лет после окончания Академии «Санта-Чечилия» в Риме Даниэль Баренбойм начал давать сольные концерты с ведущими оркестрами Европы, стал стажироваться у знаменитых музыкантов Фишера, Буланже, Маркевича, Крипса. Через два года, в 1957 дебютирует в Нью-Йорке. Интенсивная дирижерская деятельность гениального и уже зрелого музыканта началась в 1962, Даниэлю Баренбойму исполнилось 20 лет. В стране Израиль он стартовал. Затем совершает турне по Австралии, потом становится главным дирижером Английского камерного оркестра (1964-1975).

В 1967 году британская виолончелистка Жаклин дю Пре становится женой Баренбойма. Вместе с ней, скрипачами Пинхасом Цукерманом и Ицхаком Перлманом, Исааком Стерном и Зубином Метой исполняется и записывается камерная музыка, в основном Бетховен и Шуберт. Жаклин дю Пре тяжело заболевает в 1973, теперь талантливая виолончелистка прикована к инвалидному креслу. В 1987 году Жаклин дю Пре умирает. В этот же период (1964-1975) Даниэль Баренбойм записывает все фортепианные концерты Моцарта. В 1973 году дебютирует как оперный дирижер, исполняя «Дон Жуана» Моцарта на фестивале в Эдинбурге.

С середины 70-х Даниэль Баренбойм становится одним из ведущих дирижеров мира: 1975-89 – Парижский симфонический оркестр «Де Пари», 1987-89 – Парижская опера, 1991-2004 – Чикагский симфонический оркестр, 1992 – по сей день – Немецкая государственная опера (избран пожизненным музыкальным руководителем),

Даниэль Баренбойм постоянно дирижирует Берлинским, Израильским и Нью-Йоркским филармоническими оркестрами. Он собрал из музыкантов Израиля, арабских и европейских стран еврейско-арабский симфонический.

Даниэль Баренбойм считается ведущим интерпретатором музыки Вагнера, которую в связи с Катастрофой, когда вагнеровская музыка считалась национальной у нацистской партии, не могут спокойно воспринимать в еврейской стране. Но Баренбойм считает, что музыка сама по себе не создается, чтобы обслуживать различные политические направления, музыка Вагнера гениальна, поэтому она имеет полное право на независимое от исторических событий существование.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Даниэль Баренбойм – пианист и дирижер. Из серии «О ста гениях современности»
  • Джон Леннон. К 70-летию музыканта
  • Мишель Обама, первая леди США, по рейтингу Forbes, признана самой влиятельной женщиной мира
  • Театр Джигарханяна и сам Армен отмечают юбилей
  • Сергей Есенин. К 115-летию со дня рождения
  • Комментарии:
    Рекомендуем