Лев Толстой — начало творчества

логотип Epoch times
Лев Толстой — начало творчества

О Льве Толстом можно сказать словами Белинского, относящимися к Пушкину: он «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимися на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающими развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение» .

23 ноября 2010 г. исполняется ровно 100 лет, как ушёл из жизни Лев Николаевич Толстой – великий писатель, публицист, философ. Интересен ли он современному человеку? Актуально ли его творчество сегодня?

Более трёх миллионов обращений к сайту с его именем - вот ответ на этот вопрос. Творчество Льва Толстого есть и будет востребовано во все времена, ибо темы, которые он раскрывал, - поиск смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, социальной справедливости, - это вечные темы для человека, и будут до тех пор волновать нас, покуда живо человечество.

Три великих писателя представляют Россию в мире сегодня: Толстой, Достоевский и Чехов. В наше время наблюдается настоящий бум интереса к творчеству Льва Толстого и к нему самому как личности: в Европе и Америке переводят заново все его романы на английский, французский, испанский, немецкий языки, и не только «Войну и мир», «Воскресенье», «Анну Каренину», но и дневники писателя, его письма, статьи.

Льву Толстому было 24 года, когда он вошёл в русскую литературу своим шедевром - повестью «Детство» (1851г). В лучшем, передовом журнале тех лет «Современнике» в конце печатного текста читатели увидели ничего не говорившие им тогда инициалы: Л.Н. Отправляя своё первое произведение редактору журнала Некрасову Н.А., Толстой приложил деньги на случай возвращения рукописи. Отклик редактора, более чем положительный, обрадовал молодого автора «до глупости».

«Это талант новый и, кажется, надёжный», - писал о молодом Толстом Н. А. Некрасов. «Вот, наконец, преемник Гоголя, нисколько на него не похожий…», - вторил ему И. С. Тургенев. Несколько позже, когда появилось «Отрочество», Тургенев написал, что «первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву и ждёт его, что скоро одного только Толстого и будут знать в России».

Ведущий критик тех лет Н. Г. Чернышевский, рецензируя первые сборники Льва Толстого («Детство», «Отрочество», «Военные рассказы»), определил стиль молодого писателя двумя терминами: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства».

Психологический анализ сделался главным среди других художественных средств писателя. Небывало пристальный интерес к душевной жизни имеет для Толстого – художника принципиальное значение. Таким путём открывает писатель в своих героях возможности изменения, развития, внутреннего обновления, противоборства среде.

Лев Толстой даёт читателю внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и юности главного героя Николеньки Иртеньева, близкого автору по происхождению и нравственному облику. Это не автопортрет, а скорее портрет ровесника, принадлежавшего тому поколению русских людей, чья молодость пришлась на середину века.

Война 1812 года и декабризм были для них недавним прошлым, Крымская война - ближайшим будущим, а в настоящем они не находили ничего прочного, на что можно было бы опереться с уверенностью и надеждой.

«Счастливая, невозвратимая пора» детства сменяется «пустыней отрочества», когда утверждение своего «я» происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми, а в новой поре – юности мир разделяется на две части: одну, освещённую дружбой и духовной близостью, другую - нравственно враждебную, даже если она порою влечёт к себе. Единственным критерием поведения человека является «нравственная чистота», утверждает Лев Толстой.

В пору отрочества и юности Иртеньев задаётся вопросами, которые мало занимают его старшего брата и отца: вопросами отношений с простыми людьми, с широким кругом действующих лиц, представляющих в повествовании Льва Толстого народ.

Иртеньев не выделяет себя из этого круга и в то же время не принадлежит к нему. Но он уже открыл для себя правду и красоту народного характера. Именно с этого времени для автора начались искания национальной и социальной гармонии, возникают мысли о несправедливости социального уклада российской жизни, пронизывающие всё его творчество. «Люди, как реки» - вот афоризм писателя из романа «Воскресенье» ( 1889 - 1899 гг). Работая над этим последним своим романом, в дневнике Лев Толстой написал: «Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Однако эти мысли рождались у автора значительно раньше, ещё в пору написания «Детства» (1851г.): «Говорить про человека - он человек оригинальный, добрый, умный, последовательный и т. д… слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку». Таким образом Толстой подчёркивает многогранность каждого человека, его способность изменяться, а самое главное, внутренне развиваться, совершенствоваться.

Уловить само формирование человека, воплотить «текучее вещество» душевной жизни - в этом главная художественная задача Льва Толстого. Он и прослеживает внутреннее развитие своих героев с детства до молодости в трилогии: «Детство», «Отрочество, «Юность». Писатель раскрывает это в подчёркнутой будничности сюжетов, в череде неприметных событий, лишённых всякой литературной завлекательности, но тем не менее важных для героев, заставляющих их думать и страдать.

Лев Толстой в любимых своих героях подчёркивает способность преодолевать привычные рамки бытия, не коснеть, но постоянно изменяться и обновляться, «течь», что и является залогом перемен, что даёт им опору для противостояния отрицательным и косным элементам в окружающей его среде.

Лев Толстой противопоставляет в своих повествованиях столичную, светскую и деревенскую жизнь героя. Стоит Иртеньеву оказаться в родной стихии, как он забывает о том, что он человек «comme il faut », и становится самим собой, исчезает «иноплемённое» слово и появляется чисто русское. В портретах простых людей, в пейзажных описаниях, в образе старого дома заключена одна из главных идей трилогии - мысль о национальном характере и национальном образе жизни как первооснове исторического бытия.

В описаниях природы, в сценах охоты, в картинах деревенского быта Лев Толстой открывает читателям родную страну Россию.

_________________________________________________________________________________________

Последователь учений Льва Толстого знаменитый русский живописец Николай Ге среди своих многочисленных работ, таких как "Разрушение Иерусалимского храма", "Тайная вечеря", «В Гефсиманском саду», «Голгофа», «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и других написал «Портрет писателя Льва Толстого», выставленный сегодня в Третьяковской галерее. Нравственность и глубокие вопросы о смысле человеческой жизни объединяли их.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Муслим Магомаев. Памяти выдающегося оперного и эстрадного певца и композитора посвящается
  • Лев Толстой в третий раз признан экстремистом в России
  • Ума Турман вручила режиссеру фильма «Овсянки» «Черную жемчужину»
  • Непримечательность божества
  • Никита Михалков
  • Комментарии:

  • Рекомендуем