Лев Толстой. К столетию со дня смерти. Часть первая

The Epoch Times11.04.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:15

Портрет Льва Толстого. И. Н. Крамской.


Лев Толстой, по словам А. Франса, «видел своими духовными очами невидимые ещё нам горизонты. Я могу сравнить Толстого с Гомером. Его будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение. Старый мир трещит, устои его колеблются… Толстой – пророк нового человечества»
.

Cто лет назад, 7 ноября 1910 года, на никому дотоле не известной станции Астапово, закончилась, как написал Бунин, «не только жизнь одного из самых необыкновенных людей, когда-либо живших на свете, — кончился еще и некий необыкновенный человеческий подвиг, необыкновенная по своей силе, долготе и трудности борьба за то, что есть «освобождение».

По удивительному совпадению, эти слова были приведены в книге «Мысли мудрых людей на каждый день», которую Лев Николаевич составлял в последние годы своей жизни, как раз на странице, отведенной дню седьмого ноября:

«Входите тесными вратами: ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель; и многие идут ими: ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Матф.7:13-14

О религии будущего

«Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая может удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм».

Альберт Эйнштейн
Интерес к философии Востока возник у Толстого в молодости, когда, будучи девятнадцатилетним юношей, он находился в казанском госпитале рядом с бурятским ламой, раненным не известными ему разбойниками. Как оказалось, этот лама, будучи буддистом, не защищался, а только молча молился. Этот эпизод произвел на Толстого большое впечатление и послужил толчком к глубокому изучению духовного наследия Востока, пониманию сути философии «освобождения».
Знаменитый писатель пришел к выводу о том, что «учения буддизма и стоицизма, как и еврейских пророков, в особенности Исайи, а также китайские учения Конфуция, Лао Цзы и мало известного Ми-Ти, все возникшие почти одновременно, около 6-го века до рождества Христова, все одинаково признают сущностью человека его духовную природу, и в этом их величайшая заслуга»
«Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений, «- писал Толстой, — «которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, индусов, китайцев, греков. Два великих принципа Иисуса: любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: Кришной, Буддой, Лао Цзы, Конфуцием, Сократом. Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству».
По воспоминаниям Леонида Андреева, Толстой «много раз подчеркивал свою связь с китайцами и индусами. Постоянная переписка и свидания с лучшими представителями этих народов укрепляют в нем давнее убеждение, что ex oriente-lux.» (свет — с Востока [лат.])
В последний год своей жизни Толстой начал работать над предисловием к книге П.А.Буланже «Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой».
Лев Николаевич писал: «Жизнь китайского народа всегда в высшей степени интересовала меня, и я старался знакомиться с тем, что из китайской жизни было доступно мне, преимущественно с китайской религиозной мудростью — книгами Конфуция, Ментце, Лао Цзы…»

По воспоминаниям Максима Горького, в разговоре о Достоевском, Толстой сказал: «Ему бы познакомиться с учением Конфуция или буддистов, это успокоило бы его. Это – главное, что нужно знать всем и всякому.»

О реинкарнации

«Мы, вероятно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание,» — написал молодой Лев Толстой в своем романе «Юность». И спустя 50 лет: «Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, это — воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей…»

И..С. Тургенев вспоминал, как Толстой, увидев жалкого старого мерина, начал его гладить, приговаривая, что тот, по его мнению, должен был чувствовать и думать. «Я не выдержал и сказал: Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот извольте-ка изобразить внутреннее состояние лошади». Прочитав «Холстомер», Тургенев сказал: «Лев Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью.»

А вот что писал Толстой в «Первых воспоминаниях»:

«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость. Мало того, что пространство, и время, и причина суть формы мышления, и что сущность жизни вне этих форм, но вся жизнь наша есть (все) большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от них… »

В 1907 г. Толстой, прощаясь с Т.А.Кузминской (сестрой С.А. Толстой), которая сказала, что еще увидится с ним, если не здесь, то на том свете, так ей ответил: «Мы на том свете не узнаем друг друга — ведь мы здесь никого не узнаём».

В дневниках последнего года жизни Лев Николаевич записывает:

Гуляя, особенно ясно, живо чувствовал жизнь телят, овец, кротов, деревьев, каждое… делает свое дело… и от них новые, и также овцы, кроты, люди. И происходило это бесконечное количество лет, и будет происходить такое же бесконечное время, и происходить и в Африке, и в Индии, и в Австралии, и на каждом кусочке земного шара. А и шаров то таких тысячи, миллионы. И вот когда ясно поймешь это, как смешны разговоры о величии чего-нибудь человеческого или даже самого человека.

Далее Толстой рассуждает о том, что несмотря на то, что человек нам кажется » выше других, но как вниз от человека — бесконечно низших существ, которых мы отчасти знаем, так и вверх должна быть бесконечность высших существ, которых мы не знаем…»

А вот запись, сделанная Толстым в дневнике за три года до смерти: «Точно так же, как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все больше и больше открывается, так и истинная жизнь все больше и больше открывается с каждым рождением после смерти.»

Продолжение следует

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА