Игорь Тальков: Верить надо в Разум, ну а жить Душой


Жизнь Игоря Талькова была трагически короткой, но необыкновенно яркой, творчески богатой. Фото сайта the-universe.ruЖизнь Игоря Талькова была трагически короткой, но необыкновенно яркой, творчески богатой. Фото сайта the-universe.ruЖизнь Игоря Талькова была трагически короткой, но необыкновенно яркой, творчески богатой, а потому хочется надеяться, он навсегда останется и для России, которую он так любил и которой посвящал свои песни и россиян, для которых пел, настоящим сыном, патриотом, талантом.

Игорь Тальков — русский поэт, певец, композитор, родился 4 ноября 1956 в Щёкино Тульской области, в 7 км от Ясной Поляны и в 200 км от Москвы.

Друзья Игоря Талькова так написали о нем на его сайте: «Сайт посвящён славному сыну России, доблестно сражавшемуся за её свободу от коммунистических и других предрассудков, пробуждавшему в русском народе любовь к Родине и ненависть к обезоруживающему нас безразличию в отношении её плачевного состояния. Российские власти, скрывая все обстоятельства его убийства, обнаруживают тем самым свою причастность к нему.»

Мать Игоря Талькова родом из Ставропольского края, поселок Иноземцево. Здесь со времен Екатерины II жили немцы, переселенцы из Европы. Дед Игоря Талькова, Юлий Рудольфович Швагерус, по линии матери был немцем, поэтому вся его семья в начале 1941 года была репрессирована. Отец, Тальков Владимир Максимович, москвич.

Из воспоминаний матери Игоря Талькова, Ольги Юльевны: «Целых два месяца во вшивых товарных вагонах ехали мы в Сибирь. Привезли нас в Томскую область, в деревню Усманка — тридцать домов, население в основном старики и дети, мужчины воевали на фронте. Местные жители так встретили нас: «Фашистов привезли! Врагов привезли!»

«И пришлось нам завоёвывать должное к себе отношение. Папа ходил по домам, разговаривал с людьми, стараясь рассеять о нас плохое мнение. Какие же там люди забитые! Я посмотрела — Господи! Бедные люди, в таких глухих уголках они ничего не видели, не знали. Там еще за пять лет до войны уже не было хлеба — давали по 60 граммов на трудодень. А уж как война началась, так и вовсе голодали и голодранцами были.»

Сибиряки — народ добрый и отзывчивый на беду человека, отношения между переселенцами и местными жителями быстро наладились, и это помогло выжить, казалось, в невыносимых условиях.

Своего второго мужа Владимира Максимовича Талькова, отца Игоря, Ольга Юльевна встретила в лагерном театре, где он также отбывал срок. Срок у обоих был почти одинаков — 12 лет у Владимира Максимовича и 10 лет у Ольги Юльевны. Осуждена она была за то, что не предала своего первого мужа, которого разыскивало НКВД, затем выследили, ранили его, и он, будучи уверен, что ранен смертельно, застрелился.

Отец Игоря Талькова, Владимир Максимович Тальков, был очень сдержан в своих воспоминаниях о прошлой до лагерной жизни даже со своей женой. Отбывая срок как политический заключенный, он, также, как и Ольга Юльевна, продолжал искренне верить в советскую власть, в ленинский идеал, в светлое будущее коммунизма, но немногим позже пришло разочарование и горечь от собственного заблуждения.

В лагере родился первый сын Тальковых — Владимир, а вскоре после освобождения у них на свет появился младший, Игорь. Любовь к музыке у Игоря проявилась с самого раннего детства, он любил слушать пение мамы и, начав говорить очень рано, требовал, чтобы она пела.

В детстве Игорь Тальков был необыкновенно подвижным, веселым и находчивым. Рыженький, конопатенький мальчишка, очень общительный, жизнерадостный и добрый. Он всё время улыбался. Если маме приходилось брать ремень в руки, он тут же смиренно садился, складывал ручки и говорил: «Я — хороший».

Семья Тальковых жила очень скромно. «За неимением музыкальных инструментов Игорь устраивал дома шумовой оркестр. Ставил стул, на котором размещал крышку от кастрюли, вторую крышку устанавливал сверху — это у него были металлические тарелки. На ногу надевал крышку от банки, а ещё одну такую же крышку клал на пол. Второй деревянный стул использовал как барабан. Он бил в «барабан», бил в «тарелки» и ногой притоптывал. Какофония была такая, что только я могла выдержать. Я терпела, потому что чувствовала, что это не дурацкое занятие — это он ритм отрабатывал», — писала в своих воспоминаниях Ольга Юльевна.

Уже в школьные годы у Игоря Талькова проявилось стремление к глубокому философскому постижению основ мироздания и сути человеческого бытия. После это выкристаллизовалось в его зрелой поэзии. В школьных тетрадях Игоря можно найти записи-откровения такого рода: «Люди! Какие же вы запутанные существа! Жизнь подобна канату над пропастью… Один неверный шаг, и ты — в пропасти. Канату над пропастью…»

Подростковому возрасту, как правило, свойственно желание разобраться в окружающем мире и найти смысл своего существования. У Игоря Талькова эти поиски сопровождались какой-то жертвенностью во имя общечеловеческих ценностей. В стихотворении «Я отдал бы своё счастье…» прочитывается его желание слиться с миром, внеся в него некую гармонию:

Я отдал бы своё счастье, Я отдал бы, друг, Чтоб обиды и ненастья Разбежались вдруг. Чтоб людей вела дорога К миру на земле, Чтоб у светлого порога Не таиться мгле. Я прошёл бы дни и годы Сквозь жару и снег, Чтоб печали и невзгоды Превратились в смех, Чтобы с утренней росою Счастье расцвело, Чтобы с девичьей косою Не играло зло. Я уйду в пустые дали, Растворюсь в тиши, Чтоб с любимыми шептали Ночью камыши, Чтобы люди на планете Не узнали слёз, Чтоб кругом на белом свете Было много роз. (6/V — 1976)

Вся художественная самодеятельность в школе держалась на Игоре Талькове. Он играл на баяне, фортепиано, гитаре и скрипке. Игру на фортепиано Игорь освоил самостоятельно.

Игорь отдавал предпочтение гуманитарным наукам: истории, географии, литературе. История была одним из любимых предметов Игоря Талькова. Он очень много читал, подвергая анализу прочитанное, и, как результат этого анализа, не все увязывалось в его представлении о прошлом и настоящем России. Перед армией он выступал с критикой правления Брежнева. Власть отнесла его к разряду «неблагонадёжного интеллигента» и его отправили служить в стройбат в Подмосковье.

А после из человека искренне верящего в идеалы коммунизма, он развенчает их полностью, написав о вожде революции такие строки: «Но не предан земле тиран, объявивший войну стране, и не видно конца и края этой войне…»

В 14 лет Игорь Тальков заявил, что будет петь. Брат Владимир посмеялся над ним тогда: «Чем ты будешь петь?». Голос Игорь сорвал в раннем детстве, когда усиленно рыча, изображал автомобиль. Но надо знать целеустремленность Игоря. Он занялся голосом основательно. От кого-то узнал о московском враче Стрельниковой, которая поставила голоса многим артистам.
Игорь Тальков разыскал её адрес и добился аудиенции. Осмотрев его, врач заключила: «Горлышко надо лечить, у тебя хронический ларингит!» Стрельникова очень помогла в то время Игорю, после серьезной работы голос удалось поставить, но хрипотца осталась.
Поэтому его брат так пишет в своих воспоминаниях: «Мне было очень смешно, когда, будучи в армии, я получил письмо Игоря, в котором были такие строчки: «Бог услышал мои молитвы. Я принят в профессиональный ансамбль Тульской филармонии, который называется «Фанты». А приняли меня туда как лидера-вокалиста.» Если бы его приняли как музыканта-инструменталиста, если бы его взяли на подпевки, это было бы ещё понятно, но лидер-вокалистом в профессиональный ансамбль? Это было совершенно непонятно».
Он был искренне-восторженным человеком, очень обязательным, настоящим профессионалом, так отзывались о нем те, кто знал его лично.

У Игоря Талькова был абсолютный музыкальный слух. Его учитель музыки вспоминал: «Сколько через меня прошло учеников, но такого слуха, как у Игоря, я просто не встречал ни разу».

В 1971 году он закончил музыкальное училище по классу баяна. В 1973 году Игорь Тальков написал свои первые песни, одна из них — «Мне немного жаль».
Со своей будущей женой Татьяной Игорь Тальков познакомился 1979 году. В это время он работал в группах «Апрель», «Калейдоскоп», «Вечное движение», в музыкальном театре Маргариты Тереховой. В 1982 в Сочи Игорь Тальков выступил на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни.
В 1985 работал в ансамбле Людмилы Сенчиной аранжировщиком. В 1986 Тальков в качестве аранжировщика пришел в группу Давида Тухманова «Электроклуб». Игорь Тальков, придя в группу Давида Тухманова, солировал вместе с Ириной Аллегровой. Песней Давида Тухманова «Чистые пруды»(любимая песня Игоря) он впервые был представлен на телевидении, что принесло Игорю известность.
Поскольку он не состоял в Союзе композиторов и не имел соответствующего образования, сольной карьерой в советское время, вплоть до 1987 года, ему заниматься не позволялось. Но времена меняются. В Советском Союзе началась перестройка. Игорь не мог поверить своему счастью: он мог петь свои песни со сцены!
Его песни о любви необыкновенно проникновенны, они насквозь пронизаны чувствами. Его песни о партии и партийных вождях называли конъюнктурными. И именно они были были причиной неоднократных срывов концертов Игоря: неожиданно отключалась электроэнергия, или зрителям объявлял кто-то об отмене концерта, о чем сам Игорь ничего не знал.

Каждая песня Игоря Талькова — это не только и не столько песня, это мини-спектакль, срежиссированный и отработанный до мелочей. Всё в его песнях: стихи, музыка, аранжировка и исполнение — рождало органичное единство.

Каждая его песня: «Город, которого нет», «Летний дождь», «Баллада об Афганце​», «Солнце уходит на Запад», «Страна Детства», «Россия», «Бал сатаны», «Родина моя», «В океане непонимания», «Моя любовь»… и многие многие другие — это часть его самого, это ода, это реквием, это баллада.

В последние годы жизни Игорь Тальков работал почти двадцать четыре часа в сутки. Дни были загружены до предела: он давал концерты, снимался в кино (фильмы «Князь Серебряный» и «За последней чертой») и на телевидении, записывался в студиях звукозаписи, давал интервью.

Игорь Тальков получил звание лауреата Международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу» (1989 год) и конкурсов «Песня года» (1989, 1990, 1991 годы).

Стремясь «разгадать свою долю», Игорь в стихотворении, которое написал в девятом классе, интуитивно приблизился к пониманию какой-то фатальной предначертанности своего жизненного пути:

Сто несчастий ходит рядом, Сто немых врагов, Ни преграды, ни ограды, ни следов. Жизнь, ведёшь тропинкой в поле В тёмные края. Ах ты, доля, что за доля Странная моя…

Кажется, что Игорь обладал даром предвидения своей судьбы. Как-то во время полёта в Тюмень самолёт, на котором летел Игорь, попал в грозовое облако. Пассажиры заволновались, а Тальков их успокоил: «Не бойтесь со мной летать. В авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут».

А после гибели певца Виктора Цоя он написал песню «Памяти Виктора Цоя», где прозвучало пророчество: «Уйду и я таинственным гонцом». И это было за год до трагедии в «Юбилейном».

Во дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге 6 октября 1991 года был убит прямым попаданием в сердце Игорь Тальков. Обстоятельства его гибели до сих пор остаются неизвестными.

В непреднамеренном убийстве, по официальной версии следствия, был обвинен Валерий Шляфман, директор Талькова, «случайно» нажавший на курок во время спора с Игорем Малаховым об очередности выступления Талькова и Азизы.

Из того нагана было выпущены три пули: третья, выпущенная Шляфманом, остановила сердце Игоря. После случившегося Шляфман кому-то позвонил по телефону и сказал: «Тальков убит». Видимо, отчитывался о проделанной работе. А затем Шляфман быстро выехал в Израиль. Дело приостановили. На нет и суда нет.

Имя певца носит школа, где он учился, улица в его родной деревне под Кировом. В Москве открыт музей Игоря Талькова. Каждый год 6 октября в 18 часов монахи Александро-Невской лавры служат по погибшему Игорю панихиду.

Игоря Талькова нет с нами, но он навсегда останется жить в своих песнях.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Владислав Доронин и супермодель Наоми Кэмпбелл поженятся 7 декабря в Египте
  • Наряды гостей на международных скачках на кубок Мельбурна в Австралии
  • Teatro alla moda - выставка моды в рамках Римского кинофестиваля 2010
  • Наталья Водянова удостоилась престижной награды «Вдохновение года»
  • Наряды гостей на фестивале AAMI Victoria Derby Day в Мельбурне

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top