Политика и жестокость в кинематографии. Обзор


"В ее глазах" - фильм режиссера Жана Жозе Кампанелла с Соледад Вилламил и Рикардо Дарино. Фото с сайта lagrandeepoque.comВсем известно, что фильмы, выходящие на экраны кинотеатров, имеют цель, как можно больше заинтриговать зрителя таинственностью сюжета. Но, к счастью, так бывает не всегда, и этим не исчерпывается глубина кинематографического искусства, которое зачастую находится в непосредственной связи с обществом и историко-политическими событиями того времени, которое отображается.
Нет ничего невозможного в мире, изобилующем разного рода ситуациями и встречами, где можно описать так много историй. К тому же, внутренний мир кинематографистов такой же разнообразный, как и темы, которые они затрагивают. Как правило, происходящее на экране, является частью их самих - будь то мелодрама, боевик или фантастика - все возможно и, зачастую, увиденное на экране, кажется нам настолько правдоподобным, как если бы это было в реальной жизни.

Области психоанализа и политики

В своей картине "Пиршества Бабетты" (1987 г.) Габриель Аксель рассказывает о девушке, которой удалось сбежать от революции 1871 года и укрыться в одной датских семей строгих нравов. Все, на что она способна - это прекрасно готовить. Воспоминания о былой жизни, которые были бесконечно дороги ей, и которыми она, вероятно, хотела бы поделиться, она реализует в своих блюдах, приготовленных для двенадцати человек, к тому же она использует для этого свои личные сбережения. Ей самой это доставляет огромную радость и приносит душевное равновесие, при этом она скромна и светится добротой и любовью к людям.

Счастье, иллюзорность происходящего необходимы ей для того, чтобы перешагнуть через тяжелый психологический барьер настоящего времени. В данном случае только настоящий психоаналитик сможет увидеть душевную травму, которую переживает эта девушка. А если взять, например, фильм "Не было весны для Марнии" (1964 г.) Альфреда Хичкока, то здесь невероятным образом удалось смешать психологический жанр с детективом.

Тайное путешествие

Если говорить об итальянском кино, то оно ставит немалый акцент на эмоциональности речи, через которую и проявляется человеческая природа и характер, а поэтому слова являются там инструментом, имеющим важное значение. Так фильм под названием "Тайное путешествие" режиссера Роберта Андо (2006г.) повествует историю, взятую из романа Жозефины Харт "Реконструкционист".

На протяжении всего фильма проводится параллель с недавней историей, полной трагических переживаний, когда то, о чем мечтал в детстве, никогда не проявилось. И, несмотря на то, что это не классическое произведение, здесь явно улавливается неповторимый колорит жизни Сицилии, где часты убийства и насилие. Величие и красота Италии, жившей во мраке трагедий и одновременно в отражении солнечного света на камнях и в море, позволяет памяти выделить тот момент, когда детство пытается восстановить свои права для того, чтобы взрослые перестроили свою жизнь. В согласованной последовательности Роберто Андо опять же делает упор на восстановлении психологических травм, которые хранила память в своей картине "Цена желания" (2004 г.).

Шестидесятые годы, полные политических событий

В кино можно говорить обо всем. В этом есть как недостатки, так и преимущества, где нам, скорее всего не внушают, а показывают. Некоторые фильмы Микеланжело Антониони рассказывают о восстании 1968 года, когда происходили недовольства общества законами, записанными в Конституции. В картине показывается противостояние иллюзии и реальности, вымысла и правды, то есть увиденное дает возможность глобально изменить привычные концепции и тем самым перестроить мышление. Примером такой ленты может служить Blow up (1967г.) с Ванессой Редгрейв и Дэвидом Хеммингсом.

С помощью музыки и благодаря смешению двух культур, англо-саксонской и итальянской, обозначены наиболее трагические фазы фильма, которые помогли этой картине достичь очень высокого уровня; как, впрочем, это уже было у Орзона Уэллса в фильме "Гражданин Кейн" (1941г.). В нем режиссер затрагивает тему германо-советского договора, когда, нарушив все соглашения, немцы послали большую часть своих подразделений атаковать бывших союзников. Операция Барбароса послужила началом самых крупных боевых сражений. А в фильме "Враг у ворот" (2001г.) Жан- Жак Анно показывает одну из величайших битв в истории: Сталинградскую битву.
Тайна твоих глаз

Достаточно амбициозный фильм "В ее глазах" (2010г.), созданный на основе вымышленной истории, стал лучшим иностранным фильмом года и был удостоен «Оскара». Сюжет раскрывается в Буэнос Айресе, где при загадочных обстоятельствах была убита молодая женщина. Спустя 25 лет Бенджамин Эспозито, человек, который знал эту девушку, убитую в его доме, решает написать роман, в котором хочет рассказать о прошлом событии. Он чувствует некоторую вину в случившемся и начинает подробно изучать дело об убийстве.

В процессе расследования он узнает, что убийца по распоряжению чиновников был давно освобожден из тюрьмы, из-за чего главный герой всячески выражает свое недовольство судьям. Одновременно его память периодически возвращается в былое время, и он представляет, что мог бы что-то изменить в судьбе девушки. Фильм говорит об ожидании, ожидании того, что зло и несправедливость когда-нибудь будут, наконец, уничтожены всемогущей силой неба. Режиссеру очень ярко удалось показать такие струны человеческой души, которые можно анализировать бесконечно. И все это проходит на фоне среды, где потерялось всякое уважение к человеку.

Диктатор

Диктатура и правосудие ни в коем случае не должны находиться рядом, иначе разложение становится неизбежным и в обществе, и в политике.

Когда Чарли Чаплин услышал о геноциде евреев, он немедленно приступил к постановке своего фильма "Диктатор" (1940г.). Главное, что он хотел показать, это то, что нет ничего выше самого человека со всеми его слабостями, равно как и все, что вредит человеку, должно служить в его пользу. Главный герой фильма Хинкель представляет из себя существо мало похожее на человека, когда говорит - лает, брызжа слюной. А в то же время мы видим его прямую противоположность, точно с такой же внешностью - это парикмахер, утративший память, спокойный и беззащитный. Режиссер никак не мог понять, как такой человек, как Гитлер может бояться людей, только потому, что они евреи. Комизм великого мастера заключался именно в том, чтобы показать всю смехотворность человека.

От пропаганды до нежелания быть человеком

В свою очередь в том же году под руководством Жозефа Геббельса - министра пропаганды, был выпущен фильм Вейта Харляна "Еврей Сус" (1940г.), снятый по мотивам Лиона Фейхтвангера; только в нем целью было выставить евреев в самом негативном свете. Сус - это псевдоним Жозефа Сус Оппенгеймера. Суровость и расчет, которыми пользовался режиссер, сделали свое дело, фильм получился не низкого уровня, хотя стал своего рода рекламой на расизм и его преступную идеологию. Когда фильм показывали, например, в городе Лионе, то евреи боялись выходить на улицу, в противном случае, они подвергались побоям со стороны простых граждан. Главной героиней фильма стала жена режиссера, дочь известного химика, обладателя Нобелевской премии. Целью Геббельса было любой ценой уменьшить воздействие "Диктатора", снятого в Голливуде и ослабить замысел, который выдвинул Чарли Чаплин.

Сам по себе фильм "Еврей Сус" включает в себя политику и насилие нацистского режима. Он сочетает также пропаганду, политическую рекламу, которая может экономить ресурсы государства, психологическую обработку людей, которые бы ему беспрекословно подчинялись.

Революционеры не устают никогда

"Карлос" (2010г.) режиссер Оливье Ассеяс - фильм о террористах. Герой фильма - член FPLP, который проходит подготовку в Иордании в Аммане. Вариант, представленный на кинофестивале в Каннах, длится 5 ч.30 мин., тогда как изначальная версия была 2 ч.45 мин. Здесь очень ясно отображается атмосфера и политическая ситуация недавнего прошлого. Сцены насилия в нем носят редкий характер, здесь можно увидеть заведенный порядок, по которому следуют террористы, погрязших в своей идеологии, которая никогда не оправдывала смерть. По словам Карлоса, основным виновником наиболее крупных атак был не Садам Хусейн, как полагали многие, а Кадхави.

В фильме "Шакал" (1973г.) Фреда Зинманна можно предположить, что убийство генерала Де Голля было запланировано, если смотреть на это с точки зрения определенных политических событий. В своем боевике режиссеру удалось заставить зрителя поразмышлять над политическими структурами, равно как и заворожить эффектными съемками. В зависимости от эпохи этот жанр фильма понимается по-разному. Это происходит по нескольким причинам: большое значение могут иметь условия производства, политический контекст, толкование и значение творческой среды.

От жестокости до комедии

Фильм "Копакабана" (2010г.) наглядно показывает, что агрессия может быть намного меньше, если любовь, забота и юмор преобладают в сознании людей, и они перестают осуждать друг друга. Эта комедия подробно анализирует такую черту, как лицемерие. Героиню фильма играет замечательная актриса Изабель Юппер. Она обладает редкой чертой - оставаться незатронутой при любых обстоятельствах, даже тогда, когда жизнь висит на волоске и при этом никогда не жалуется. Марк Фитуси сделал фильм, где видны малейшие нюансы противоречий, возникающих, как в семье, так и в окружающем мире, где люди ради личных выгод борются друг с другом, питая непреодолимую злобу.

В порядке невидимой преемственности фильм "Итальянец" (2009г.) рассказывает историю человека, который, для того, чтобы жить как все, хочет забыть о своем происхождении. Боясь презрения со стороны окружающих, он выставляет себя не как алжирца, а как итальянца, имитируя звучный акцент. Ради спокойной жизни он даже готов забыть собственную мать. Восхитительная комедия Оливье Бару, в которой Кад Мерад играет настолько ярко, что кажется, играет самого себя.

Жестокость двух последних лент говорит как о психологической, так и физической агрессии, которой подвергаются главные герои. Однако они не теряют надежды на то, что при любых обстоятельствах можно разрешить проблему по-доброму, ведь в жизни, как и в кино, возможно уйти от жестокости.

Фильм "Радости Тамары Дрейв" (2009г.) режиссера Стефена Фрирза рассказывает об одной журналистке, довольно яркой внешности, которая приехала в родную деревню по случаю смерти своей матери. Ее появление приводит в расстройство закостенелую жизнь деревни, где с годами сложились определенные представления. Но вдруг все меняется, появляется оживление, молодые девушки хотят брать с нее пример, между мужчинами и женщинами появляется флирт. При этом повсюду чувствуется тонкий юмор. Порой отношения между людьми доходят до максимального накала, но они нисколько не жалеют, что познали вкус другой жизни. Они осознают, что в их жизни немало жестокости, но главное - это строить ее дальше.

Версия на французском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • На кинофестивале в Риме побеждает бельгийский фильм об эвтаназии
  • Рэдклифф богаче британских принцев
  • Фестивальные фильмы - «Коко Шанель и Игорь Стравинский»
  • Кристина Агилера разводится
  • Несбитт и Браун присоединятся к съемочной команде «Хоббита»

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top