Большое сердце Владимира Спивакова


Большое сердце Владимира Спивакова . Фото: GRIGORY SOBCHENKO/AFP/Getty ImagesБольшое сердце Владимира Спивакова . Фото: GRIGORY SOBCHENKO/AFP/Getty ImagesИмя Владимира Спивакова известно всем, кто любит музыку, независимо от ее жанра: легкую, классическую, современную. Это происходит потому, что все, к чему прикасаются рука и сердце музыканта, становится не просто прекрасным, а лучезарным, светлым и свежим, будто только что написанным. Самые заигранные мелодии становятся такими, словно с них снят налет времени.

Родился маэстро в 1944 году возле г. Уфы, где в эвакуации была его мать. Она сама была музыкантом, пианисткой, окончившей Ленинградскую консерваторию. Наверное, она сумела разглядеть в маленьком Володе музыкальные способности и отдала его в ленинградскую музыкальную школу по классу скрипки. Здесь он проявил незаурядный талант и в 13 лет получил первую премию на фестивале «Белые ночи». Мальчика заметили и отправили продолжать образование в московскую музыкальную школу при консерватории. Начались успешные выступления на международных конкурсах, где он получал первые премии. Перед Спиваковым открылась блестящая музыкальная карьера: его приглашали выступать в лучшие концертные залы мира, с лучшими оркестрами и дирижерами.

Но талантливому музыканту хотелось самому встать за пульт. По словам маэстро, ему стало тесно в рамках только скрипичной игры и в 1979 году он организовывает оркестр единомышленников, молодых музыкантов под названием «Виртуозы Москвы» (по аналогии с «Виртуозами Рима»). Несколько лет у них не было ни статуса государственного оркестра, ни места для репетиций. Репетировали в подвале. А выступали музыканты поначалу в провинциальных городах СССР. Только через три года оркестр получил статус государственного и возможность выступать на концертных площадках Москвы. Очень быстро популярность оркестра вышла за пределы страны и их стали приглашать на гастроли за рубеж, где маэстро был солистом и дирижером.

Актом самопожертвования и грандиозного мужества стал выезд В. Спивакова и его оркестра в Киев через несколько дней после взрыва атомного реактора в Чернобыле. Масштаб личного мужества музыканта оказывается тождественным масштабу его художественного творчества. «Виртуозы Москвы» оказались единственным коллективом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года. «Когда мы вышли на сцену зала филармонии, - вспоминал Спиваков, - эти минуты навсегда останутся в моей памяти. В зале стояли люди и плакали. Половина из них - ликвидаторы, больные, по сути, люди. Музыканты на сцене тоже плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервые в жизни слушали живьем классическую музыку, и со слезами на глазах благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье». (И. Лапинский. «Виртуозы Москвы» в Киеве. Зал аплодировал стоя. Финансовая Украина, 17.12.1996, с.1

В трудные и нестабильные и в политическом и в экономическом плане 90-е годы Спиваков принял решение выехать с оркестром в Испанию, приняв приглашение принца Астурии.

Его задачей было сохранить оркестр, но многие музыканты предпочли остаться на Западе, приняв приглашение различных оркестров. Сам Спиваков вместе с семьей обосновался в Париже.

В конце 90-х годов он окончательно возвращается в Россию. Нужно отдать должное властям страны: было сделано все, чтобы маэстро остался на Родине, несмотря на то, что семья его уже осела в Париже, где учились его три дочери. Но сам Спиваков всегда хотел жить и творить в России. Было выстроено прекрасное здание - «Московский дом музыки», президентом которого назначили Спивакова. У «Виртуозов» теперь появляется своя сценическая площадка. Кроме того, Спиваков возглавляет Российский филармонический оркестр, который, несмотря на молодость, известен в России и за ее пределами. Наконец, его жене Сати было предложено вести на канале «Культура» российского телевидения авторские передачи, что она с успехом и удовольствием делает.

Если бы мы ограничились только этой частью биографии Спивакова, то можно было сказать, что это крупнейший музыкант нашего времени. Но это далеко не все, чем занимается маэстро. Когда-то еще совсем юному музыканту великий американский композитор и дирижер Л. Бернстайн подарил свою дирижерскую палочку со словами: «У тебя золотая голова, золотые руки и золотое сердце». И это действительно так. Его золотое сердце известно более чем 10 тыс. талантливых детей, получивших хорошие музыкальные инструменты благодаря усилиям маэстро. Более ста детей было спасено, благодаря своевременно и качественно проведенным операциям тоже его стараниями. В 1994 году Спиваков создал международный благотворительный фонд, куда и сам он вносит значительные пожертвования от своих концертов. Когда-то Евгению Кисину (сейчас мировой знаменитости), Спиваков на 16-тилетие подарил рояль потому, как сказал он, «что это больше никто не сделает». С тех пор эта традиция стала его повседневным делом.

Он побывал в большинстве крупных городов России как солист или дирижер, а чаще всего и тот и другой. И всегда он находит в своем до предела заполненном графике время, чтобы прослушать очередного талантливого ребенка.

"Я - счастливый человек - у меня есть музыка, мир, в который я могу уйти в любой момент от любых жизненных невзгод", - сказал Спиваков в интервью газете «Известия» от 13.05. 2004 года.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Лев Толстой. К столетию со дня смерти. Часть третья
  • Ларри Пэйдж и Сергей Брин - создатели поисковой системы Google. Из серии "О ста гениях современности"
  • Олег Меньшиков
  • Игорь Тальков: Верить надо в Разум, ну а жить Душой
  • Владислав Доронин и супермодель Наоми Кэмпбелл поженятся 7 декабря в Египте

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top