Истории Древнего Китая: Отношение Сы Магуана к таланту и добродетели


Сы Магуан (1019-1086) был историком, политическим деятелем и поэтом. Он написал «Цзы чжи тун цзянь» (Всеобъемлющее зеркало для помощи правительству) — универсальную хронику истории Китая с 403 г. до н.э. по 959 г. н.э. Книга считается одним из лучших исторических трудов в период династии Северная Сун (960-1127).
Сы Магуан классифицировал людей на четыре группы в зависимости от их добродетелей и талантов: умные, обладающие и добродетелью, и талантами; глупые, не имеющие ни первого, ни второго; благородные, обладающие добродетелью, но неодаренные; и уступавшие остальным — одаренные, но недобродетельные.

Когда нужно было назначать на должность чиновника, в первую очередь выбирали умного человека, во вторую — благородного. Если ни умного, ни благородного человека не удавалось найти, то выбирали скорее глупого, нежели недобродетельного, потому как люди, обладающие талантами, но недобродетельные, наиболее опасные. Они могли использовать свой талант во зло и нанести больше вреда людям.

Сы Магуан считал, что добродетельный человек может творить добрые дела, в то время как недобродетельный, но талантливый, может использовать свой талант, чтобы сотворить зло. Что касается глупых людей, то они недостаточно умны, чтобы совершить злодеяния. А плохие люди легко могут продемонстрировать свою негативную сторону. Если они прилагают достаточно усилий, последствия их деятельности могут оказаться очень чреватыми, как, например, если дать тигру пару крыльев — причинный ущерб может быть несоизмеримым.

Сы Магуан также пояснил, что человек добродетельный уважаем людьми, а талантливый человек — любим. Тем не менее, уважаемый человек мог держать людей на расстоянии, а любимый другими обычно привлекает людей. Поэтому можно легко не заметить добродетельного человека, но преклоняться перед одаренным. В истории практически все глупые и потакавшие своим слабостям императоры и вероломные чиновники — все были талантливыми людьми, которым недоставало добродетели. Есть очень много примеров того, как такие люди привели к поражению и разрушению свою страну. Такие бесславные императоры, как Инь Чжоу-ван, Чжоу Юван, Суй Янди и др. были талантливыми, но им не хватало добродетели. Все они были плохими людьми, ставшими причиной многих бедствий в своей стране.
Инь Чжоу-ван, например, был человеком сообразительным и умным. Он был очень силен физически и мог побороть зверя голыми руками. Однако он не признавал свои ошибки, не желал слушать советы и выказывал неуважение к Богам. Он был экспансивным и любил хвастаться своей силой. Он был высокомерным, а с окружающими жестоким и грубым. Инь Чжоу-ван пытал стойких приверженцев каленым железом, разрезал женщинам живот, чтобы посмотреть на плод, мог сломать чью-то кость для извлечения костного мозга, или зарезать своего дядю, чтобы вытащить его сердце. В итоге феодалы и его народ восстали против него.
Инь Чжоу-ван был свергнут Чжоу Уваном. Он скончался на жертвенном огне, и его имя с тех пор стало поводом для насмешек. Поэтому Сы Магуан вновь и вновь повторял, что при выборе императора или при назначении должностного лица, в первую очередь, надо обращать внимание на наличие в человеке добродетели.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Буддийская история. Жизнь Сюань Чжуана после возвращения с Запада со Священными писаниями
  • Очередной многотысячный бунт вспыхнул в Китае
  • Музыка - цвет добродетели
  • Китайские ювелирные изделия не соответствуют стандартам
  • Истории Древнего Китая: Всепрощающее сердце Хань Ци


  • Top