Встреча с потомками Дальневосточной эмиграции


Потомки белоэмигрантов на Ледоколе Ангара. Фото: Вячеслав ИВАНОВПотомки белоэмигрантов на Ледоколе Ангара. Фото: Вячеслав ИВАНОВВстреча с потомками Дальневосточной эмиграции, представителями потомственного Забайкальского казачества состоялась 12 ноября 2010 года на ледоколе «Ангара».

Встреча была организована по инициативе историка и краеведа Александра Сергеевича Новикова и руководства ВООПИК. В этом мероприятии также участвовали иркутские историки, общественные деятели и работники ледокола «Ангара».

В теплой непринужденной беседе один из потомков Дальневосточной эмиграции Петр Петрович Кайгородов рассказывал о жизни и судьбах эмигрантов и возвращении их на Родину. Петр Петрович родился за пределами России, в 1928 году в Трёхречье. Район Трехречья - это слияние рек Хаул, Ганн и Дербул, впадающих в реку Аргунь с правой стороны. В этом районе после революции находилось 22 русских поселения с преимущественно казачьим населением, где выращивали хлеб, разводили скотину и содержали пасеки, жили довольно зажиточно. В подростковом возрасте Петр уехал в Харбин на учебу в строительный институт. Первые воспоминания о Харбине – русские эмигранты, их доброжелательность, сохранение русских обычаев и их тоска по Родине.

Все эмигранты переживали за судьбу России, считая, что Россию постигла страшная, непоправимая беда. Одним из интереснейших рассказов П. П. Кайгородова явился рассказ о Дарье Ивановне Остроумовой, которая была матерью его однокурсника и родственника- Николая Антоновича Остроумова. Дарья Ивановна, во время Сибирского ледяного похода, служила сестрой милосердия в войсках Каппеля. Когда армия Каппеля проходила около Канска, Дарья Ивановна стала просить отпустить её домой, так как она родом из Канска и здесь проживали её родители. Она слезно, почти на коленях, умоляла генерала Каппеля отпустить её, но ей было отказано. Генерал Капель заявил, что нужно завершить поход, спасение Родины в этот момент было выше личного. Дарья Ивановна прошла с армией Каппеля весь её крестный путь, в том числе знаменитый ледовый переход через Байкал. После этого она оказалась в эмиграции в городе Харбин, где прожила до конца 40-х годов, а затем вынуждена была вновь эмигрировать уже в Австралию со своей семьёй, где и прожила долгие годы.

Её сын, Николай Антонович Остроумов, мечтал всегда вернуться в Россию. В 1955 году он вернулся в СССР вместе с Кайгородовым. В начале их поселили в Казахстане, затем была учёба в Новосибирске. Вскоре Остроумов стал учёным хирургом и возглавил костно-туберкулезный диспансер. Остроумов был глубоко верующим человеком, что и помешало его дальнейшей карьере. Он вновь был вынужден эмигрировать в Австралию, где умер в 2008 году.

Во всех воспоминаниях Петра Петровича Кайгородова чувствуется любовь к Родине и боль за её судьбу. Поведал нам Петра Петрович и рассказ своего отца о трагедии Трёхречья, когда во время конфликта на КВЖД его семье пришлось спасаться от советских войск, вошедших в этот район. Во время бегства из Трехречья семья Кайгородова пережила много страданий и лишений.

Возвышенно, со слезами на глазах, читал стихи собственного сочинения бывший эмигрант Иван Григорьевич Войлошников, племянник генерала Русской императорской армии. Особенно запомнились своей болью стихи «Бегущие строки войны» и «К событиям на Халхин-Голе». Войлошников выступает за то, чтобы солдаты всех войн: Русско-Японской, Первой мировой и боёв на Дальнем востоке были увековечены в памяти потомков. По мнению Войлошникова, молодое поколение должно знать всю правду о новейшей истории России, в том числе и о героических подвигах сибирских солдат.

Участники встречи пришли к выводу, что современная молодежь не способна к интеграции в обществе. Нет целостности, потеряна духовность и нравственность. Молодежь утверждается через экстрим, и часто можно увидеть в парках и на улицах безнравственных людей, которые утверждают себя через алкоголь, сквернословие, наркотики. Однако, наркотики и массовое пьянство лишают нашу молодёжь будущего. Молодежь также часто самоутверждается, проявляя жестокость, а иногда даже и вандализм. Но эта злобность является просто проявлением слабости.

По мнение участников встречи, необходимо вернуться к нравственным ценностям. Необходимо изменить молодежную политику государства.

В. А. Китаев, председатель ВООПИК, в своём выступлении отметил плачевное состояние историко-культурного наследия города Иркутска и Иркутской области. Памятники истории и архитектуры разрушаются, государство на их восстановление не выделяет денег, имеет место и вандализм. По мнению Китаева, настало время, наконец - то, к примирению красных и белых сторон Гражданской войны, это нужно для того, чтобы в истории России больше никогда подобной трагедии не повторилось.

Все участники договорились о взаимодействии, необходимости работы с молодёжью и передаче накопленного опыта.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Скоро появится корабль, на котором можно будет купить квартиру
  • Снос палаток по указанию Собянина вызвал ажиотаж на аренду у стрит-ритейла
  • Ресин пообещал сохранить историческую Москву
  • Наводнение в Санкт-Петербурге
  • Международный день толерантности отмечает мир 16 ноября

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top