Лев Толстой: Непротивление злу насилием


Вся его жизнь — постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Фото с сайта kostyor.ru Вся его жизнь — постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Фото с сайта kostyor.ru Русская литература 19-го века названа философствующей литературой. В ней раскрывались темы ценности человеческого достоинства, милосердия, справедливости как высочайших ступеней нравственности в нашем далеко не совершенном человеческом мире. Эти темы переходили от одного писателя к другому. Произведения Пушкина, Гоголя, Толстого ,Достоевского, Чехова учили человека находить в жизни вещи более значимые , чем сама жизнь. Философия Льва Толстого в этой плеяде гениев занимает особое место.

Центральными в религиозно-философском учении Льва Николаевича Толстого поставлены идеи любви и непротивления злу насилием. Он называет их «истинной основой жизни человека и всего мира», специфическим человеческим свойством, поднимающим его над миром животных и соединяющим его с Богом, с истиной.

Вот слова самого Льва Толстого: «Закон жизни человеческой есть закон любви, дающей высшее благо как отдельному человеку, так и всему обществу»….. Это «универсальный космологический закон духовной жизни». Но чувство любви обретает нравственный смысл только тогда, когда побуждает «делать дела любви», то есть действовать во благо других, и основывается на самопожертвовании, самоотречении, всепрощении, смирении, милосердии».
"Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?" - Лев Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия.
Закон любви запечатлен в человеческом сердце. Он отражён в заповедях Христа, осмыслен основателями религий и выдающимися философами. Лев Толстой раскрывает эту тему: “. Чтобы спасти себя, свою душу от тлена, человек должен перестать делать зло, совершать насилие, в том числе и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия . Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием” — такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.
Религии и этике непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Льва Толстого после 1878 года :«Исповедь» (1879—1881 ), «В чем моя вера?» (1884); «Что такое религия и в чем сущность ее?» (1884), «Царство божие внутри вас» (1890—1893), «Закон насилия и закон любви» (1908); публицистический — «Не убий» (1900), «Не могу молчать» (1908).
Лев Толстой обладал даром провидения: за 100 лет до принятия Европой моратория на смертную казнь он ставил вопрос об её отмене, уже тогда, когда убийство преступника всем обществом считалось абсолютно оправданным. Он же прозрел и безнравственность праздной охоты, любимого занятия дворянства в России. Убийство животных на охоте он тоже расценивал как большой грех.
Лев Толстой предупреждал об опасности гонки вооружений: «Никто также не сомневается и в том, что взаимное вооружение народов приводит к ужасающей резне, к разорению и вырождению всех народов, порабощённых этим кругом взаимного вооружения. Наконец, никто не сомневается в том, что, если нынешние порядки продолжатся ещё несколько десятков лет, -всё это приведёт к общей катастрофе». Ближайшая история человечества после его смерти подтвердила эти его опасения.
Неслучайно известный теософ и педагог Р. Штейнер писал, что Лев Толстой предложил миру новую форму жизни, потребовав полной перестройки человеческой души, выступил «как провидец будущего, провозвестник новой мировой эры».
В советские времена идеологами атеизма толстовские идеи непротивления злу расценивались как « бессилие моральной проповеди»( Л. Шестов), как «юродство во Христе» ( В. Ленин),» как мораль бегства»( И. Ильин). А Лев Толстой был уверен, что это путь преодоления зла в нашем материальном мире. Превращаясь из личного поведения в закон общественной жизни, он мог бы открыть новую перспективу духовной эволюции человека.
Значительная часть взглядов Льва Толстого не могла получить открытого выражения в России и только в заграничных изданиях была изложена в полном виде.
Махатма Ганди говорит о Толстом следующее: « Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шёл на любые жертвы ради истины... Он был самый честный человек своего времени. Вся его жизнь — постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её, не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную».
____________________________
Чтобы ознакомится с творчеством  Льва Толстого и многих других знаменитых писателей можно классику скачать на сайте www.litbox.ru.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Голди Хоун: «Быть счастливой назло всем и вся!»
  • Кейт Миддлтон получила в подарок от принца Уильяма кольцо его матери – принцессы Дианы
  • Наряды гостей на церемонии вручения немецкой национальной премии Bambi Awards 2010
  • Наряды звезд на церемонии вручения Latin Grammy Awards
  • Дженнифер Лопес с Марком Энтони на 11-й церемонии вручения Латинской премиии Grammy Awards

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top