Исследование готовности учиться развеяло миф о ленивых учениках

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:37
Исследование  готовности учиться развеяло миф о ленивых учениках
Исследователь из Йены Карстен Рольфс: «Дети должны ощутить свою компетентность, чтобы знать, что они могут делать». Фото с сайта epochtimes.de
Где найти воодушевленных учебой школьников, которые с интересом и удовольствием отвечают на уроке? Большинство из них — дети переселенцев. К такому выводу пришел доктор педагогических наук Карстен Рольфс из Университета Фридриха Шиллера в Йене.
Он провел опрос 1689 учеников 7 — 9 классов школ города Бремена, половина из которых — дети эмигрантов. «Собственно, воздействие на детей эмигрантов должно бы быть таким же, как и на местных детей, так как многие семьи видят залог хорошей жизни в лучшем образовании, но удивительно, что любопытство и радость от учебы помогают им лучше справиться с этой нагрузкой».

«Мне было важно выяснить мнение детей о школе, — объясняет доктор Рольфс.- В обществе существует достаточно стереотипных представлений о ленивых и не желающих учиться школьниках».

Рольфс выяснил, что для большинства школьников очень важна школа, и они воспринимают её преимущественно позитивно. Три четверти опрошенных ориентированы на хорошую успеваемость и учатся с радостью.

К сожалению, это редко отражается на школьных оценках. Трудности с языком, неосознанная дискриминация в школе или же сама школьная система приводят к тому, что оценки не соответствуют мотивации школьников.

Немецкие дети боятся не справиться

Однако мотивация бывает разной. Большинство детей (60%) настроено прагматично. Эти школьники знают, как важно образование и хороший аттестат, но все это в ущерб радости от учебы. К этой группе принадлежат по большей части немецкие школьники. 13% из исследованных бременских школьников знают о важности хорошего аттестата, но чувствуют себя в школе неуютно. Дети из группы «недовольных скучающих», как называет их Рольфс, боятся оказаться неудачниками. В этой группе нет детей-эмигрантов.

«Множество исследований показало, что школьники с эмиграционными корнями без особых причин не преуспевают в своей готовности достичь хороших результатов и получить радость от учебы, — объясняет йенский ученый. — Например, они реже получают рекомендации в ВУЗы, так как учителя опасаются, что их родители не смогут оплатить услуги репетиторов».

Они должны знать, что они могут

Повысить мотивацию всех школьников, по его мнению, возможно даже с помощью простых методов. «Важно, чтобы школьники почувствовали взаимосвязь с классом, — объясняет Карстен Рольфс. — Они должны почувствовать свою компетентность, чтобы узнать, что они что-то могут. Кроме того, они должны иметь определенное право слова в школе, чтобы их мотивация исходила от них самих, а не откуда-то извне».

Йозеф Крауз, президент немецкого Союза Учителей, говорит: «Образование имеет более глубокое значение по сравнению с тем, как его определяет «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA), образование имеет особую ценность — оно способствует развитию индивидуальной и передаче культурной идентичности».

Председатель немецкого Союза филологов Хайнц-Петер Майдингер убедительно советует не переоценивать «Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся». Например, насколько успешно удается школам организовать процесс воспитания личности — не может определить никакое международное сравнительное исследование.

Недостатки китайской муштровки

По иронии судьбы, именно в журнале Wall Street Journal, 8 декабря, исполняющий обязанности ректора Высшей школы Пекинского Унивеситета Цзян Сюэцинь отозвался о «Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) в связи с состоянием системы школьного образования в Китае.

Он описал муштру и узость учебных программ как недостаток китайской школьной системы, которая подготавливает хороших функционеров, но не творческих, заинтересованных и способных к коллективной работе людей, конкурентоспособных в 21 столетии.

«Школьники теряют прирожденные любопытство и фантазию, — пишет он, — критичное мышление — это навык, который китайские студенты еще должны приобрести». В заключение статьи он пишет: «Если результаты опросов PISA для Китая ухудшатся, тогда наша система воспитания будет на правильном пути».

Версия на немецком

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА