Художник-мистик Николай Константинович Рерих

логотип Epoch times
Художник-мистик Николай Константинович Рерих

Многие слышали имя известного русского художника, археолога и историка Николая Константиновича Рериха, но, возможно, более молодому поколению это имя менее знакомо. Прошло более века с того времени, как люди во всем мире стали черпать вдохновение из картин и книг этого художника и мистика. В этой статье хотелось бы вкратце ознакомить читателя с искусством Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947).

Художник родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец, юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Уже в возрасте семи лет маленького Николая нельзя было оторвать от бумаги и красок. В этом же возрасте он начал писать рассказы. Отец надеялся, что Николай как старший сын,наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи.

Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями.

Более детальную биографию художника можно прочитать в Интернете. Я сторонница того, чтобы чувствовать душу художника и то, что он хочет передать, просто созерцая его картины. Мне более по душе его пейзажи Гималайских гор и цветовая палитра, которую он использует - от ярких и насыщенных до нежных и бледных, и мистические картины на духовные темы.

В его картинах передаётся ощущение какой то одухотворённой легкости, будто парение над миром. Чувствуется также очарование просторов, красота и чистота возвышающихся гор.

Всюду, где бы ни бывал художник, он писал картины и этюды, которые объединены отдельными темами, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская тема. Рерих писал Гималаи с первой встречи с ними и до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества.

На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем восточным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийской культуры. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток Будд, изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.

После встречи со своей будущей женой, Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955), имеющей богатый духовный опыт, Николай Константинович привносит в живопись характерную медитативную отрешенность и возвышенность.

Когда созерцаешь написанные Рерихом гималайские горы, такие величественные и прекрасные, возникает духовная отрешенность от мирских страстей. Они напоминают о вечной природе души. Художник любил писать картины на духовную тематику, где представлены горы и монастыри, святые и странствующие, и именно эти произведения более всего подвигают нас подумать о значении нашей жизни, о ее направлении. Они как чистый водоем очищают, питают и наполняют духовной силой.

Рерих много путешествовал с семьей и по России, и по Европе, жил в Америке, Индии и Тибете. Рерих воссоздал известный сюжет мирного соприкосновения природы и культуры: человек играет на свирели, а вокруг него на зеленеющих холмах расположились медведи, зачарованные волшебными звуками. Обществу, смакующему эстетику декаданса, он противопоставил идиллический мир древних, где люди живут по законам добра и любви, в гармоничном единстве с природой. Художник считал, что путь к преобразованию действительности лежит не столько в изменении социально-экономических условий жизни, сколько в нравственном самосовершенствовании человека. Николай Константинович верил, что этой цели должно служить светлое, очищающее искусство, утверждающее мир идеального, нравственно-эстетического бытия.

Картины Рериха — духовная пища. когда смотришь на них, не нужно слов и объяснений. Они говорят сами за себя.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Умер солист «Бони М» Бобби Фаррелл
  • Бенжамин Милльпьед станет мужем актрисы Натали Портман
  • Лермонтов и его любимая обитель
  • Солистка Eurythmics Энни Леннокс вернулась с новым рождественским альбомом
  • Сергей Есенин. Убийство Есенина - убийство совести русского народа коммунистическим режимом
  • Комментарии:
    Рекомендуем