Художник-мистик Николай Константинович Рерих


Многие слышали имя известного русского художника, археолога и историка Николая Константиновича Рериха, но, возможно, более молодому поколению это имя менее знакомо. Прошло более века с того времени, как люди во всем мире стали черпать вдохновение из картин и книг этого художника и мистика. В этой статье хотелось бы вкратце ознакомить читателя с искусством Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947).

Лхаса (Государственный русский музей в Санкт-Петербурге)Лхаса (Государственный русский музей в Санкт-Петербурге)

Художник родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец, юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Уже в возрасте семи лет маленького Николая нельзя было оторвать от бумаги и красок. В этом же возрасте он начал писать рассказы. Отец надеялся, что Николай как старший сын,наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи.

Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями.

Более детальную биографию художника можно прочитать в Интернете. Я сторонница того, чтобы чувствовать душу художника и то, что он хочет передать, просто созерцая его картины. Мне более по душе его пейзажи Гималайских гор и цветовая палитра, которую он использует - от ярких и насыщенных до нежных и бледных, и мистические картины на духовные темы.

В его картинах передаётся ощущение какой то одухотворённой легкости, будто парение над миром. Чувствуется также очарование просторов, красота и чистота возвышающихся гор.

Всюду, где бы ни бывал художник, он писал картины и этюды, которые объединены отдельными темами, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская тема. Рерих писал Гималаи с первой встречи с ними и до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества.

На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем восточным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийской культуры. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток Будд, изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.

После встречи со своей будущей женой, Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955), имеющей богатый духовный опыт, Николай Константинович привносит в живопись характерную медитативную отрешенность и возвышенность.

Когда созерцаешь написанные Рерихом гималайские горы, такие величественные и прекрасные, возникает духовная отрешенность от мирских страстей. Они напоминают о вечной природе души. Художник любил писать картины на духовную тематику, где представлены горы и монастыри, святые и странствующие, и именно эти произведения более всего подвигают нас подумать о значении нашей жизни, о ее направлении. Они как чистый водоем очищают, питают и наполняют духовной силой.

Рерих много путешествовал с семьей и по России, и по Европе, жил в Америке, Индии и Тибете. Рерих воссоздал известный сюжет мирного соприкосновения природы и культуры: человек играет на свирели, а вокруг него на зеленеющих холмах расположились медведи, зачарованные волшебными звуками. Обществу, смакующему эстетику декаданса, он противопоставил идиллический мир древних, где люди живут по законам добра и любви, в гармоничном единстве с природой. Художник считал, что путь к преобразованию действительности лежит не столько в изменении социально-экономических условий жизни, сколько в нравственном самосовершенствовании человека. Николай Константинович верил, что этой цели должно служить светлое, очищающее искусство, утверждающее мир идеального, нравственно-эстетического бытия.

Картины Рериха — духовная пища. когда смотришь на них, не нужно слов и объяснений. Они говорят сами за себя.

Горное озеро. Перевал Бара-Лача (Государственный русский музей в Санкт-Петербурге)Горное озеро. Перевал Бара-Лача (Государственный русский музей в Санкт-Петербурге)Лао-Цзы (Государственный музей восточного искусства в Москве) Лао-Цзы (Государственный музей восточного искусства в Москве) «Звезда героя» (Музей Николая Рериха, Нью Йорк)«Звезда героя» (Музей Николая Рериха, Нью Йорк)Тибет. Гималаи (Музей Николая Рериха, Нью Йорк)Тибет. Гималаи (Музей Николая Рериха, Нью Йорк)

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Умер солист «Бони М» Бобби Фаррелл
  • Бенжамин Милльпьед станет мужем актрисы Натали Портман
  • Лермонтов и его любимая обитель
  • Солистка Eurythmics Энни Леннокс вернулась с новым рождественским альбомом
  • Сергей Есенин. Убийство Есенина - убийство совести русского народа коммунистическим режимом


  • Top