Вспоминая учение Конфуция

логотип Epoch times
Скульптур Конфуция в Токио. Фото: epochtimes.com

Скульптур Конфуция в Токио. Фото: epochtimes.com Скульптур Конфуция в Токио. Фото: epochtimes.com Великий древний китайский мыслитель и философ Конфуций ( 551 - 479 г. до н.э. ) был глубоко почитаем своими современниками за ум и мудрость. Его учение оказало влияние на Китай и Восточную Азию, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

Основы конфуцианства не потеряли своей актуальности и в настоящее время, по прошествии многих веков. Ниже приведены несколько историй о Конфуции и его учениках, которые были записаны в «Сборнике афоризмов Конфуция» и в «Высказываниях Конфуция».

Добродетельный характер мудрого человека

Однажды Конфуций сказал: «Как орхидеи растут в лесу и распространяют аромат даже тогда, когда рядом нет никого, кто бы оценил его, так и благородный человек не позволит бедности погубить его желание совершенствоваться в Дао и стать добродетельным». Мудрый человек знает правду о жизни. Какие бы ни были обстоятельства, он придерживается нравственных принципов и старается следовать учениям святых. Куда бы он ни пошел, он везде распространяет свою доброту и влияет на людей, находящихся рядом, так что они тоже начинают уважать ценить мораль и справедливость.

Мудрость человека проявляется в его поступках. Однажды Янь Хуэй спросил своего учителя Конфуция: «Есть ли что-то общее в том, что говорят мудрые люди и посредственные?» Конфуций ответил: «Мудрый человек говорит своими поступками. Его словам соответствуют его дела. Во всем, что он говорит и делает, он руководствуется принципами, указанными святыми. Посредственный же человек лишь хвастается своим красноречием. Он скор лишь в предъявлении требований к другим людям и их осуждений.

Мудрый человек относится к другим искренне. Когда он видит, что его друзья преступают нормы морали, он предупреждает их о будущих последствиях и убеждает их поступать по совести. Его слова исходят из сердца, потому что он искренне заботится о благополучии других. В результате дружба впоследствии только крепнет. Посредственные же люди выступают за заключение союза, чтобы делать плохие дела. Однако они не могут не ссориться и ждут случая «воткнуть нож в спину друг другу».

Конфуций также сказал: «Мудрый человек думает о достоинстве, посредственный думает о комфорте. Мудрый человек думает о мере наказания при нарушении закона, посредственный думает о пользе, которую он может получить. Все вышесказанное описывает разницу в мышлении этих двух типов людей. Мудрый человек не следует за толпой, уже не говоря о сговоре с другими, он благороден и справедлив. Посредственный же волнуется только за себя. Мудрый человек сдержан и неприхотлив. Посредственный человек ставит превыше всего личную выгоду и его душа заполнена мыслями о мелких выгодах и комфорте. В «Стандартах для учеников», написанных в эпоху династии Цин ( 1644 - 1912 г. ) сказано: «Если с добротой укажешь собеседнику на ошибку, обе стороны проявят добродетель. Закроешь глаза на чужие ошибки - обе стороны утратят первопричину». Это еще один пример того, что посредственный человек поступает иначе, чем мудрый.

Слова и дела человека основываются на его мыслях. Мудрый человек питает мысли о доброте и разумности. Поэтому его слова и поступки полны любви, доброты и великодушия. Когда в округе появляется мудрый человек, его чистые, добрые мысли оказывают влияние на окружающих, пробуждая совесть людей и закладывая семена честности и доброты.

Использовать мудрость во избежание соперничества

Однажды Конфуций привел своих учеников в Куан, в царстве Сун. Местные жители приняли Конфуция за Ян Ху, человека, который устраивал набеги на эту область. Они немедленно известили Цзяньцзы, правителя Куана. Цзяньцзы спешно собрал воинов в полном снаряжении, и они выехали верхом, чтобы напасть на Конфуция и его учеников.

Цзылу, один из учеников Конфуция, был очень храбр по своей природе. Увидев, что люди из Куана окружают их, он выхватил оружие и приготовился к схватке. Конфуций остановил его и сказал: «Как могут люди, которые совершенствуются и практикуют добро и справедливость, быть не в состоянии остановить подобную жестокость? Это моя ошибка - я не обучал вас поэзии, этикету и музыке. Подойди, Цзылу. Ты будешь играть и петь песни, а я присоединюсь к тебе». Цзылу опустил оружие и взял музыкальный инструмент. Он начал играть и петь. Конфуций присоединился к нему. После исполнения трёх песен люди поняли, что Конфуций был святым, а не жестоким Ян Ху. Они сняли свои доспехи и уехали.

Даже находясь в окружении врагов, Конфуций оставался спокойным. Он, в первую очередь, посмотрел в себя, чтобы увидеть, не сделал ли он ошибки. Его поступки отражают различие между ним и Ян Ху. Люди из Куана поняли, что Конфуций был учтивым, добрым человеком, несмотря на то, что внешне он был похож на Ян Ху.

Сосредоточиться на ключевых вопросах

Однажды правитель Ай Лу спросил Конфуция: «Какой головной убор носил император Шунь в древности?» Конфуций не ответил. Ай Лу спросил ещё раз: «Я хочу учиться у Вас. Почему Вы не отвечаете?» Конфуций поклонился и сказал: «Потому что вопрос, заданный Вами, не является ключевым. Именно поэтому я думал о том, как ответить». Правителю стало любопытно, и он спросил: «Что это за ключевые вопросы?» Конфуций ответил: «Во время своего правления император Шунь любил свой народ как своих собственных детей. Он поддерживал добродетельных людей и давал должности способным. Его достоинство было известно за пределами его империи. Однако он оставался скромным и простым. Его доброта распространялась на всех. Вот почему его учение распространилось так широко. Даже легендарный Феникс и мифический Кирин появлялись на подвластных ему землях, свидетельствуя о его великом достоинстве. Всё это происходило потому, что император Шунь был добродетельным и справедливым. Вы спросили, какой головной убор носил император Шунь, а не об этих более важных вещах, вот почему я и не ответил сразу».

Жить с добрыми людьми подобно тому, как войти в комнату с орхидеями

Конфуций однажды сказал Цзэн Цаню: «Цзыся быстро прогрессирует, потому что он любит проводить время с людьми более добродетельными, чем он сам. Быть вместе с добрыми людьми все равно, что жить в доме, где цветут орхидеи. Каждый человек сливается со своим окружением. Так что мудрый человек должен быть осторожен, выбирая тех, с кем он рядом находится». Также в «Наставлениях для учеников» сказано: «Очень полезно находиться рядом с добросердечными людьми. С каждым днём ваша мудрость возрастает, а ошибки уменьшаются. Плохо надолго оставаться без общения с добрыми людьми. Ничтожные люди, которые разрушают всё, любого человека опустят до своего уровня».

Это говорит нам о том, что постоянно общаясь с добрыми и мудрыми людьми и считая их друзьями и учителями, человек может расширить свои знания, а также повысить свою порядочность. Мудрый человек подаёт хороший пример. Окружающие будут учиться у него смотреть на себя в поисках собственных недостатков и постоянно повышать требования к себе. Правило «чаще искать собственные недостатки, вместо того, чтобы обвинять других» требует, чтобы человек был откровенным в своих словах и поступках. Строго требовать от себя, оставаясь терпимым к другим. Конфуций сказал: «Человек высокой мудрости изучает Дао и любит других людей». Он указывал, что мудрый человек должен заботиться о других, если он изучает Дао, применяя принципы Дао в ежедневном общении с людьми. Высшая доброта подобна воде. Она помогает всем, не противоборствуя ничему.

Добродетельный характер человека высокой мудрости приносит гармонию и мир. Это напоминание всем, что нужно требовать от себя и о том, что нельзя поступать против совести. В сегодняшнем материальном мире слишком много людей, ведомых жадностью, тех, кто стремится к славе и богатству. И тем более в наши дни важно придерживаться внутренней этики и стремления к доброте.

Версия на китайском

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Обледенение продолжается в Китае
  • Тайвань предупреждает своих граждан о химических добавках в китайской лапше
  • Директор крупного китайского предприятия арестован в КНР за практику Фалуньгун
  • Душевнобольных людей принуждают к рабскому труду в «Центре спасения», организованном при содействии компартии Китая
  • Китайский адвокат-мученик снова в центре внимания общественности
  • Комментарии:
    Рекомендуем