Воспитание как основная задача и категория обсуждаемого закона об образовании

логотип Epoch times
Воспитание как основная задача и категория обсуждаемого закона об образовании

Петергоф. Фото: Максим Кочетков/Великая Эпоха (The Epoch Times)

В обществе разворачивается широкое обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Как и в действующем ФЗ «Об образовании», воспитание не только не стало базисным целеуказующим разделом закона, но оказалось практически вытесненным обучением.

Необходимо сформулировать отсутствующие в Проекте цели и задачи воспитания, адекватные таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования Российского государства и его граждан.

Решение отмеченной задачи заслуживает привлечения всех передовых научных и общественных сил российского общества. В постперестроечный период модную личностно-ориентированную концептуальную установку реформирования образования учёные довели до ее терминологического апогея — категорию «обучаемый»заменили на «обучающийся».

То же самое характерно и для обсуждаемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в дальнейшем — Проект). Это было обусловлено имевшей место практической потребностью в гуманной, ненасильственной образовательной среде, которая способствовала бы самостоятельному, самоактуализированному характеру познавательной деятельности.

Вместе с тем термин «обучающийся» («обучающиеся») видится нам неудачным, а его использование некорректным, в том числе в обсуждаемом Проекте. Во-первых, понятие «обучающийся» в Проекте используется и как существительное, обозначающее субъекта образовательной деятельности, и как причастие, указывающее на осуществление учебной деятельности. Поэтому допустимой становится следующая тавтология: «обучающийся, обучающийся в организациях».

Из текста Проекта можно привести примеры возникающих в связи с этим некорректностей:

«1. Каждый обучающийся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и иным требованиям местом в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организациях в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций» (ст. 40). Очевидная неграмотность ст. 40 обусловлена, вероятно, стремлением законодателя избежать приведённой нами выше тавтологии.

Во-вторых, с точки зрения содержания других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым, — если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные. Прежде всего, вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», чего не сделано ни в действующем ФЗ «Об образовании», ни в Проекте. В философии, являющейся для образовательных наук методологическим базисом, основообразующей является именно категория воспитания.

Так, в философской и педагогической антропологии данная категория лежит в основе исследования таких основных для гуманитарных наук вопросов, как сущностные отличительные особенности Человека и его существования. Один из подходов к решению отмеченных основополагающих вопросов связан с пониманием человека как существа, изначально имеющего потребность и способность активно включаться в процесс воспитания и самовоспитания, и рассмотрением воспитания как фундаментального способа бытия человека. Поэтому понятие «обучающийся» и его модификации не должны занимать главенствующее положение в Проекте.

Однако в нынешней редакции Проекта именно отмеченное понятие является основным при обозначении субъектов образовательной деятельности, по отношению к которым реализуются образовательные программы (оказываются образовательные услуги). При этом понятие «воспитанник» является лишь его разновидностью в следующих двух случаях, представленных в ст. 33 Проекта: воспитанник — это такое лицо, которое осваивает «основную общеобразовательную программу дошкольного образования». К воспитанникам в ст. 33 также относят лиц, осваивающих «основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации дошкольного образования».

Вместо понятия «воспитанник» в данном случае вполне уместно понятие «подопечный», что, на наш взгляд, адекватно дошкольному этапу образовательной деятельности и образовательной деятельности с продлённым пребыванием обучаемых в образовательном учреждении. Категория «воспитание» должна выполнять в Проекте более весомую методологическую и законодательную функцию.

Ведь воспитание — это, пожалуй, самая злободневная проблема и задача современного общества. Термин «воспитание» гораздо старше термина «образование». Слово «образование» было введено в обиход Н. И. Новиковым в XVIII в. В результате религиозно-православного влияния, категория «образование» стала соотноситься с понятием «образ Божий», заключая в себе ключевую воспитательную цель взаимодействия субъектов образования — становление воспитанника, его развитие в образе Божьем и достижение высшей, Божественной духовности, что и составляет «Образование».

В сегодняшнем светском государстве, да ещё при главенствующей роли категории «обучающийся», такая глубинная подоплёка образования не только вуалируется, но и полностью исключается, несмотря на то, что одним из образовательных направлений является религиозное (ст. 134 Проекта). Ведь категория «обучающийся»определяет в качестве критерия образовательного изменения индивида его самость, самомнение, а не веру как полное доверие, самоотдачу Высшим силам и наставникам, ведущим к Богу и к освящённым Богом знаниям.

В-третьих, после введения 15–20 лет назад категории «обучающийся» (вместо категории «обучаемый»), ориентация педагогической практики, возможно, стала более личностной. Но при личностно-ориентированном образовании сохраняется специфика взаимодействия его субъектов, состоящая в направляющем влиянии тех из них, кто в силу своей профессии знает, в каком направлении (в соответствии с какими образовательными программами) и как надо воспитывать и обучать индивида, исходя из уровня его развития и уровня освоенных им знаний.

В образовательном процессе все субъекты должны развиваться, стремиться к паритетности, двусторонней направленности, субъект-субъектному характеру отношений. Своеобразному взаимопроникновению субъектов образовательного процесса могут способствовать личностное влияние друг на друга, совместная научная деятельность (в высшей школе), информационно-дистанционные возможности современной образовательной среды, проблемно-поисковые педагогические приёмы.

Однако направляющее воздействие педагога никуда не пропадает, оно лишь видоизменяется в силу изменяющегося общества, научно-технического прогресса и используемых педагогических подходов. Так, в век интернета и взрывообразно расширяющегося профессионального знания направляющее, институализирующее влияние педагога на становление будущего специалиста становится только актуальнее. Требования к профессионализму постоянно возрастают. В случае рассмотрения процесса обучения эта специфика как раз и находит отражение в категории «обучаЕМЫЙ», дополнительно подчёркивая высокий статус не только обучаемого, но и педагога, чьё профессионально-педагогическое влияние и обеспечивает качество образования.

Таким образом, в тексте Проекта вместо термина «обучающийся» правильнее использовать термин «обучаемый». Принципиальным является и более широкое использование понятия «воспитанник».

Название Проекта и его терминология в целом нуждаются в пересмотре исходя из понимания воспитания как фундаментального феномена человеческого существования, различные аспекты которого связаны с образованием, обучением, развитием индивидуальных и личностных качеств и способностей, воспитанием как социализацией. Поэтому предлагаемое название Федерального закона — «О воспитании в Российской Федерации». Необходимо сформулировать отсутствующие в Проекте цели и задачи воспитания, адекватные таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования Российского государства и его граждан. Решение отмеченной задачи заслуживает привлечения всех передовых научных и общественных сил российского общества.

Ниже представлены формулировки понятийного аппарата (ст. 2 Проекта) с внесёнными изменениями, выделенными заглавными буквами. Изменения ориентированы на действующую редакцию Проекта:

  • образование — общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания (социализации) и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённого объема и сложности;
  • образовательная деятельность — целенаправленные последовательные действия, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставления дополнительных образовательных услуг;
  • образовательный процесс — взаимодействие субъектов образовательной деятельности, характеризующееся педагогически обоснованным обучающим воспитательным воздействием педагога в целях реализации образовательной программы (оказания образовательной услуги);
  • воспитание (в узком смысле слова) — одно из проявлений образовательного процесса, характеризующееся развивающим воздействием на индивида, созданием условий для ЕГО самоопределения и социализации на основе культурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
  • обучение — одно из проявлений образовательного процесса, характеризующее организацию учебной деятельности индивида по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;
  • обучаемый (воспитанник) — лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения.

В зависимости от смысла текста Проекта, понятия «обучаемый» и «воспитанник» необходимо использовать, исходя из логики понимания образования как целостного явления, различные проявления которого (обучение и воспитание как социализация) можно рассматривать самостоятельно лишь с определённой долей условности. В связи с этим, в ряде случаев допустимо применение следующих словесных конструкций: «обучаемый (воспитанник)»; «воспитанник (обучаемый)». Категории «обучаемый» и «воспитанник» можно использовать и в отдельности, когда рассматривается образовательный процесс, где превалирует та или иная сторона образования (соответственно учебная или социализирующая).

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Вас также может заинтересовать:

  • Киберцензура и киберинакомыслие: Интернет – показатель степени свободы общества
  • Поголовная вакцинация детей в принудительном порядке. Остановите безумие!
  • И вот он — всадник на бледном коне?
  • Давайте поймем неформалов!
  • Три заторможенных кита российской экономики
  • Комментарии:
    Рекомендуем