Воспитание как основная задача и категория обсуждаемого закона об образовании

Автор: 14.01.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:48
Воспитание как основная задача и категория обсуждаемого закона об образовании
Петергоф. Фото: Максим Кочетков/Великая Эпоха (The Epoch Times)
В обществе разворачивается широкое обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Как и в действующем ФЗ «Об образовании», воспитание не только не стало базисным целеуказующим разделом закона, но оказалось практически вытесненным обучением.
Необходимо сформулировать отсутствующие в Проекте цели и задачи воспитания, адекватные таким
ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение
достойного и прогрессивного существования российского государства и его граждан. Решение отмеченной задачи заслуживает привлечения всех передовых научных и общественных сил российского общества.

В постперестроечный период модную личностно-ориентированную концептуальную установку реформирования образования учёные довели до ее терминологического апогея – категорию «обучаемый» заменили на «обучающийся». То же самое характерно и для обсуждаемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в дальнейшем – Проект). Это было обусловлено имевшей место практической потребностью в гуманной, ненасильственной образовательной среде, которая способствовала бы самостоятельному, самоактуализированному характеру познавательной деятельности.

Вместе с тем, термин «обучающийся» («обучающиеся») видится нам неудачным, а его использование некорректным, в том числе, в обсуждаемом Проекте.

Во-первых, понятие «обучающийся» в Проекте используется и как существительное, обозначающее субъекта образовательной деятельности, и как причастие, указывающее на осуществление учебной деятельности. Поэтому допустимой становится следующая тавтология: «обучающийся, обучающийся в организациях». Из текста Проекта можно привести примеры возникающих в связи с этим некорректностей:

«1. Каждый обучающийся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и иным требованиям местом в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организациях в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций» (ст. 40). Очевидная неграмотность ст. 40 обусловлена, вероятно, стремлением законодателя избежать приведённой нами выше тавтологии.

Во-вторых, с точки зрения содержания других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым, — если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные. Прежде всего, вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», чего не сделано ни в действующем ФЗ «Об образовании», ни в Проекте. В философии, являющейся для образовательных наук методологическим базисом, основообразующей является именно категория воспитания.

Так, в философской и педагогической антропологии данная категория лежит в основе исследования таких основных для гуманитарных наук вопросов, как сущностные отличительные особенности Человека и его существования. Один из подходов к решению отмеченных основополагающих вопросов связан с пониманием человека как существа, изначально имеющего потребность и способность активно включаться в процесс воспитания и самовоспитания, и рассмотрением воспитания как фундаментального способа бытия человека. Поэтому понятие «обучающийся» и его модификации не должны занимать главенствующее положение в
Проекте.
Однако, в нынешней редакции Проекта именно отмеченное понятие является основным при обозначении субъектов образовательной деятельности, по отношению к которым реализуются образовательные
программы (оказываются образовательные услуги). При этом понятие «воспитанник» является лишь его
разновидностью в следующих двух случаях, представленных в ст. 33 Проекта: воспитанник – это такое
лицо, которое осваивает «основную общеобразовательную программу дошкольного образования». К
воспитанникам в ст. 33 также относят лиц, осваивающих «основную образовательную программу общего
образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации дошкольного
образования». Вместо понятия «воспитанник» в данном случае вполне уместно понятие «подопечный»,
что, на наш взгляд, адекватно дошкольному этапу образовательной деятельности и образовательной
деятельности с продлённым пребыванием обучаемых в образовательном учреждении.

Категория «воспитание» должна выполнять в Проекте более весомую методологическую и законодательную функцию. Ведь воспитание – это, пожалуй, самая злободневная проблема и задача современного общества. Термин «воспитание» гораздо старше термина «образование». Слово «образование» было введено в обиход Н.И. Новиковым в XVIII в. В результате религиозно-православного влияния, категория «образование» стала соотноситься с понятием «образ Божий», заключая в себе ключевую воспитательную цель взаимодействия субъектов образования – становление воспитанника, его развитие в образе Божьем и достижение высшей, Божественной духовности, что и составляет «ОБРАЗОвание».

В сегодняшнем светском государстве, да ещё при главенствующей роли категории «обучающийся», такая глубинная подоплёка образования не только вуалируется, но и полностью исключается, несмотря на то, что одним из образовательных направлений является религиозное (ст. 134 Проекта). Ведь категория «обучающийся» определяет в качестве критерия образовательного изменения индивида его самость, самомнение, а не веру как полное доВЕРИЕ, самоотдачу Высшим силам и наставникам, ведущим к Богу и к освящённым Богом знаниям.

В-третьих, после введения 15-20 лет назад категории «обучающийся» (вместо категории «обучаемый»), ориентация педагогической практики, возможно, стала более личностной. Но при личностно-ориентированном образовании сохраняется специфика взаимодействия его субъектов, состоящая в направляющем влиянии тех из них, кто в силу своей профессии знает, в каком направлении (в соответствии с какими образовательными программами) и как надо воспитывать и обучать индивида, исходя из уровня его развития и уровня освоенных им знаний.

В образовательном процессе все субъекты должны развиваться, стремиться к паритетности, двусторонней направленности, субъект-субъектному
характеру отношений. Своеобразному взаимопроникновению субъектов образовательного процесса могут способствовать личностное влияние друг на друга, совместная научная деятельность (в высшей школе), информационно-дистанционные возможности современной образовательной среды, проблемно-поисковые педагогические приёмы.
Однако направляющее воздействие педагога никуда не пропадает, оно лишь видоизменяется в силу изменяющегося общества, научно-технического прогресса и используемых педагогических подходов. Так, в век Интернета и взрывообразно расширяющегося профессионального знания направляющее, институализирующее влияние педагога на становление будущего специалиста становится только актуальнее. Требования к профессионализму постоянно возрастают. В случае рассмотрения процесса обучения эта специфика, как раз, и находит отражение в категории «обучаЕМЫЙ», дополнительно подчёркивая высокий статус не только обучаемого, но и педагога, чьё профессионально-педагогическое влияние и обеспечивает качество образования.

Таким образом, в тексте Проекта вместо термина «обучающийся» правильнее использовать термин «обучаемый». Принципиальным является и более широкое использование понятия «воспитанник».

Название Проекта и его терминология в целом нуждаются в пересмотре, исходя из понимания воспитания как фундаментального феномена человеческого существования, различные аспекты которого связаны с образованием, обучением, развитием индивидуальных и личностных качеств и способностей, воспитанием как социализацией. Поэтому предлагаемое название Федерального закона – «О воспитании в Российской Федерации». Необходимо сформулировать отсутствующие в Проекте цели и задачи воспитания, адекватные таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования российского государства и его граждан. Решение отмеченной задачи заслуживает привлечения всех передовых научных и общественных сил российского общества.

Ниже представлены формулировки понятийного аппарата (ст. 2 Проекта) с внесёнными изменениями, выделенными заглавными буквами. Изменения ориентированы на действующую редакцию Проекта:

Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания (СОЦИАЛИЗАЦИИ) и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и
компетенций, определённого объема и сложности;
Образовательная деятельность – целенаправленные последовательные действия, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставления дополнительных образовательных услуг;
Образовательный процесс – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ образовательной деятельности, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ педагогически обоснованным ОБУЧАЮЩИМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПЕДАГОГА В ЦЕЛЯХ реализации образовательной программы (оказания образовательной услуги);

Воспитание (В УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА) – ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ РАЗВИВАЮЩИМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ИНДИВИДА, созданием условий для ЕГО самоопределения и социализации на основе культурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

Обучение – ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ОРГАНИЗАЦИЮ учебной деятельности ИНДИВИДА по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей;

ОбучаЕМЫЙ (ВОСПИТАННИК) – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения.

В зависимости от смысла текста Проекта, понятия «обучаемый» и «воспитанник» необходимо использовать, исходя из логики понимания образования как целостного явления, различные проявления которого (обучение и воспитание как социализация) можно рассматривать самостоятельно лишь с определённой долей условности. В связи с этим, в ряде случаев допустимо применение следующих словесных конструкций: «обучаемый (воспитанник)»; «воспитанник (обучаемый)». Категории «обучаемый» и «воспитанник» можно использовать и в отдельности, когда рассматривается образовательный процесс, где превалирует та или иная сторона образования (соответственно учебная или социализирующая).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА