Война коммунистического режима Китая с танцами

Автор: 01.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:23
Танцовщица с барабаном в представлении Shen Yun. Когда китайская коммунистическая партия пришла к власти, для того чтобы создать «культуру» основанную на коммунизме и атеизме, она всеми силами пыталась, и по сей день пытается, разрушить традиционную китайскую культуру, ее ценности и верования. Компания Shen Yun Performing Arts (Божественное искусство на китайском языке) была создана, чтобы восстановить утраченные традиции и начать возрождение 5 000-летней китайской культуры. Фото представлена компанией  Shen Yun Performing Arts.
Танцовщица с барабаном в представлении Shen Yun. Когда китайская коммунистическая партия пришла к власти, для того чтобы создать «культуру» основанную на коммунизме и атеизме, она всеми силами пыталась, и по сей день пытается, разрушить традиционную китайскую культуру, ее ценности и верования. Компания Shen Yun Performing Arts (Божественное искусство на китайском языке) была создана, чтобы восстановить утраченные традиции и начать возрождение 5 000-летней китайской культуры. Фото представлена компанией Shen Yun Performing Arts.
Те, кто пережил китайскую «Культурную революцию», не забыл ее ужасы. Это было
время, когда на религию было наложено клеймом «суеверие», интеллигенция была объявлена «классовым врагом», а основные
ценности 5000-летней культуры Китая были уничтожены.

Китайский танец, с его плавными движениями, имеющий в основе традиционные верования, вскоре был охвачен
волной, вырвавшей его с корнем, и сделавшей его инструментом революции.

«С самого начала своего правления, китайская Коммунистическая партия
(КПК) постоянно твердила, что исполнительные виды искусства должны
помочь в процессе воспитания масс»,
пишет Эллен Джердес в статье в «Азиатском театральном журнале» (Asian
Theatre Journal),
цитируя ведущего специалиста по Китаю, Колина Маккерраса.

16 мая 1966 года Председатель Мао Цзэдун объявил о начале «Культурной революции».
Движение убийств «классовых врагов» и уничтожение традиционной культуры продолжалось
до самой смерти Мао 9 сентября 1976
года. Согласно Международному центру помощи
выхода из КПК, «Культурная революция» всего за 10 лет привела к гибели более 8
миллионов человек.

Вскоре после начала «Культурной революции» Мао назначил свою третью жену Цзян
Цин на должность заместителя директора «Центра Культурной революции», и она
взяла под контроль разрушение традиционных форм исполнительного искусства и создание
новой, партийной культуры.

Когда учительница танцев из Сан-Франциско Лили Цай жила в Китае, она была одной из тех жертв,
чья практика традиционного танца была запрещена, когда жена Мао пришла к
власти. Ее история изложена в сообщении лос-анджелесского Центра музыки.

Жена Мао,
которую называли «мадам Мао», позволила исполнять только пять «революционных
историй». Лили Цай была главной танцовщицей в одной из них в шанхайском Оперном
театре. Жена Мао «контролировала стиль,
темы и способы выражения искусства так, чтобы оно было ориентировано на революционные и
военные настроения», говорится в сообщении.

Лили Цай помнит, что на улице все
дрались, и студенты бросали школу, чтобы содействовать идеям Мао Цзэдуна. В это
время все люди узнали о революционных танцах, которые не требовали «никакой
техники».

Преобразование и уничтожение танца янгэ

Эллен Джердес заинтересовалась танцем янгэ, специфической формой китайского народного танца, который
зародился в сельских местностях во время деревенских обрядов. Считается, что он
происходит от династии Сун (959-1278 н. э.). По словам Элен Джердем, танец янгэ «имеет особые связи с политикой компартии
Китая во время «Культурной революции».

Танец янгэ привлек внимание компартии тем, что основа танца, связанная с
сельским хозяйством, тесно увязывалась с целью режима сплотить низшие классы в
противопоставлении высшему классу.

«Поскольку крестьяне в Китае всюду исполняли
янгэ как коллективный танец … для КПК он стал важной мишенью в стремлении объединить низшие
классы ради единой цели», — говорит Джердес.

С целью создания новой культуры, основанной на коммунизме и атеизме, в течение «Культурной революции»
компартия Китая разрушила все традиционные ценности и верования.
Исполнительные
виды искусства сыграли в этом важную роль, и были «важным фактором в
победе компартии»,
согласно Гердесу, со ссылкой на Маккерраса.

«Коммунисты изменили манеру и символизм, вложенный в эти движения, чтобы
создать танец для людей, которые
следовали за коммунистическим руководством», пишет Джердес.

К 1943 году компартия Китая усилила и поощряла
использование песни и танца. Ее «Новое движение янгэ» было также
распространено в областях, которые находились под контролем Гоминьдана. «Янгэ уже
имел не традиционную форму, а новую, которая была разработана компартией для использования в
движении, теме и распространении», пишет
Джердес.

Танец получил название «Яннань янгэ» или «революционный янгэ», и отличался от
традиционной формы танца и в теме, и в движениях. Он был создан на основе старого танца янгэ, чтобы
соответствовать культурной политике правительства».

«Компартия изменила традиционную тему Янгэ, — заявляет Джердес. — Это было
изменение в тематике янгэ, позволившее компартии
использовать его на массовых митингах и политических демонстрациях, которые
представляли новости из сельской местности и поощряли сельскохозяйственную
реформу».

Изменение традиционного танца удовлетворяло двум целям компартии Китая: уничтожить
культурные элементы искусства, и восстановить
его как форму, позволяющую восхвалять партию. Традиционная тематика была
изменена, в то время как новая была создана для того, чтобы она содействовала
различным кампаниям режима.

«КПК фактически использовала танец янгэ, чтобы он содействовал ее политике, и чтобы добиться изменений в сознании
народных масс», пишет Джердес.

Несмотря на роль, которую танцы сыграли в установлении новой культуры КПК, даже
янгэ не был избавлен от подавления во время «Культурной революции».

«Несмотря на то, что танец янгэ был коллективной формой танца, которая могла быть
использована для сплочения групп и
политической пропаганды, Мао не мог обойти вниманием его происхождение, — пишет
Джердес, — поэтому во время «Культурной революции» танец янгэ не исполнялся».

Танец янгэ и другие традиционные китайские формы искусства не были востребованы до 6
октября 1976 года, когда Хуа Гуофэн был назначен новым главой КПК, и печально
известная «Банда четырех» не была арестована.

«Банде четырех», в которой была жена Мао, приписывали борьбу против танца янгэ,
согласно Джердес.

Суть танца янгэ была утеряна. «Учительница Ма, преподавательница танцев в
культурном бюро в Пекине, объяснила мне, что янгэ, который преподают в
танцевальных академиях, типа Пекинской академии танца, весьма модифицированный»,
— сказала Джердес.

Ей говорили, что новая форма танца янгэ является комбинацией движений балета,
почерпнутых у Советов и других форм, перенятых из танцев, поставленных китайскими
военными.

Хотя много людей в Китае еще пытаются сохранить танец янгэ, по словам Джердес, «они
также сохраняют форму танца, которая пропитана коммунистической идеологией».

Искоренение традиционных ценностей

Судьба танца янгэ постигла все традиционные формы китайского танца.

Традиционный китайский танец когда-то служил самым различным целям.

По данным департамента общего образования Тайваня, классический китайский танец
является одной из традиций Китая. Танцы рассказывают об истории и мифах культуры,
исполняются во время праздников, а также они используются
в драме и театре.

«В китайской культуре танец отражает степень развития, котороой достигло
китайское общество, — говорится в сообщении. — Он несет наши мысли и
традиции через тысячи лет истории. Китайская
культура основана на том, что духовный мир существует и является важной частью нашей
жизни. Народный танец — это национальная гордость страны».

Традиционный танец для Компартии Китая поставила цель искоренения традиционного танца, так как его художественная форма была тесно
связана с ценностями китайского народа, которые режим также стремился искоренить,
чтобы установить свою собственную власть.

Согласно сообщению тайваньской танцевальной компании «Най-Ни Чэнь», есть три
важных элемента китайского искусства: «Цзинь (концентрация), Чи (поток энергии)
и Шэнь (дух)», все из которых могут применяться в традиционном китайском танце.

«Эти эстетические ценности получены из главных философий (даосизм, конфуцианство, буддизм), которые представляют собой культурные ценности китайской
цивилизации», — говорится в сообщении.

Эти ценности были камнем преткновения для
компартии Китая.

Девизом «Культурной революции» было: «Сражаться с небесами, бороться с землей, бороться с
людьми — в этом бесконечная радость».

Традиционный китайский танец был тесно связан с древними китайскими ценностями — гармонии с Небом, Землей и человеком.

Восстановление традиционной китайской культуры

Представление Shen Yun Performing Arts вознаграждено овациями после выступления в Линкольн Центре, театра Дэвида Х. Кока в
Нью-Йорке, 11 января. (Дай Бинь/Великая Эпоха)

Хотя большая часть наследия традиционного китайского танца была утрачена во
время «Культурной революции», сейчас происходит возрождение традиционной
культуры.

В 2006 году группа китайских артистов, живущих в Нью-Йорке, поставила своей
целью возродить утраченные традиции танца. Единомышленники сформировали труппу Shen Yun Performing Art и собрали
воедино ведущие таланты в сфере китайского танца, музыки и хореографии.

Некоммерческая организация зарекомендовала себя как главная компания классического китайского
танца и музыки в мире, и с тех пор выросла в три полных ансамбля, каждый со
своим собственным оркестром.

На веб-сайте компании говорится: «В то время, когда влияние буддизма, даосизма и
конфуцианства было сильно в Поднебесной, искусство было средством соединения со
Вселенной. Художники совершенствовали нравственность и практиковали медитацию,
потому что они полагали, что для создания
истинного искусства, достойного Небес, сначала должна быть внутренняя красота и
чистота. Сегодня артисты Shen Yun Performing
Arts следуют этой благородной традиции».

Артистическая компания Shen Yun Performing Arts, дающая представления на
многих сценах по всему миру, запрещена в Китае компартией Китая. Режим компартии Китая
регулярно пытается препятствовать проведению шоу во всем мире, но редко в этом
преуспевает.

Компания Shen Yun Performing Arts готова была дать семь представлений в гонконгской
Академии исполнительных видов искусства и в Театре лирики в январе прошлого
года, билеты на которые были распроданы, но все же представления были отменены
после того, как гонконгские власти в последнюю минуту отказали в выдаче
въездных виз некоторым ключевым сотрудникам труппы.

Гонконгские зрители были разочарованы. «Мы сожалеем, что власти отказывают людям
в праве увидеть представление Shen Yun Performing Arts, и мы понимаем, что этот
инцидент является нарушением свободы граждан Гонконга», говорится в
пресс-релизе труппы, выпущенном после отмены представлений.

Аналогичный инцидент произошел также в Молдове, где руководители театра,
после давления со стороны местного китайского консульства,
отказались впустить в театр команду по
установлению художественного оформления, чтобы настроить все нужное для
концерта.
Китайские консульства, как известно, занимаются рассылкой угрожающих и
шантажирующих
писем в театры, которые подписали контракт о проведении шоу.

«Китайский коммунистический режим стремился препятствовать нашим представлениям
в течение многих лет, пытаясь оказать давление на чиновников и руководителей театров,
чтобы отменить наши представления», говорится в пресс-релизе Shen Yun Performing
Arts
.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА