100 лет подводному флоту России


19 марта 2006 года подводные силы России отметили свое столетие

Фото предоставлено авторомФото предоставлено автором

О, российская скромность! Первое подводное судно, конечно, не ровня сверх современному кораблю «Санкт-Петербург»,

но именно  «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на  море в тихое время будет из снаряду забивать корабли…», было построено в 1720 году в Петербурге на Адмиралтейских верфях.

Уроженец подмосковья, плотник на верфи и неуемный изобретательный человек по имени Ефим Никонов подал челобитную великому государю, а Петр I «велел образцовое судно делать».

Первая деревянная лодка успешно прошла испытания. Вторая более крупная названная «огненным судном», строилась три года, но получила повреждение при погружении. Петр I  приказал мастеру укрепить корпус и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил». После Е.Никонова в России практически более 100 лет подводным опытом кораблестроения никто не занимался.   Первая российская военная цельнометаллическая подводная лодка была построена в 1834 году в Санкт-Петербурге на Александровском заводе. Ее проектировал военный инженер генерал-адъютант К.А.Шильдер. Длина лодки составляла 6 метров, она могла погрузжаться на глубину до 20 метров. В подводном положении ее «моторами» были 4 гребца, в надводном - парус.

Стрельба ракетами осуществлялась в подводном положении  при нахождении лодки вблизи к поверхности воды. Многие изобретения К.А.Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только в 1900-е годы могли получить надлежащее применение. Тайна его подводной лодки так усердно сохранялась, что она сама пропала бесследно.

Следующая попытка построить подводную лодку в России относится к временам Крымской войны 1853-1856 гг. Немецкий плотник Вильям Бауэр предложил свои услуги по постройке «самого разрушительного морского оружия, единственного в своем роде», как он говорил о ней сам, назвав «Морским дьяволом». Лодка имела в длину уже почти 16 метров, была оборудована гребным винтом, который по-прежнему приводили в движение четыре члена команды.

В качестве оружия использовалось устройство в виде бомбы весом 227 кг, крепившееся на корпусе лодки сверху. Эту бомбу ко дну вражеского корабля должен был крепить один из членов команды, просовывая  для этого руки в длинные резиновые перчатки, выходившие за пределы корпуса лодки. На испытаниях лодка совершила 134 погружения и достигла глубины 45 м. В 1856 году В.Бауэр ещё раз продемонстрировал свою лодку на праздновании коронации императора Александра II в Кронштадтской бухте с квартетом музыкантов на борту.

Несмотря на все успешные погружения «Морской дьявол» ни разу не принял участия в боевых действиях. Более того, при первом же боевом испытании лодка села на мель на глазах монарха. Так закончился ещё один этап в развитии подводного флота. В период с 1719 года по 1900 год в России в Санкт-Петербурге было построено около 60 подводных лодок, однако, все они, кроме лодки И.Ф.Александровского (1866 г.) и лодки конструкции С.К.Джевецкого, приводились в движение с помощью мускульной силы членов экипажа.

В дальнейшем подводные лодки Джевецкого были востребованы военным  ведомством, так как он использовал  электродвигатель, питаемый от аккумуляторной батареи. В 1881-1883 гг. было построено 50 таких лодок, каждая по 6 м длиной. Однако, после многократных испытаний в военно-инженерном ведомстве они были забракованы и отвергнуты.

И только в 1901 году по предложению главного инспектора кораблестроения  России генерал-лейтенанта Е.Н.Кутейникова  в Санкт-Петербурге началось профессиональное проектирование отечественных боевых подводных лодок. Под  руководством инженера-кораблестроителя И.Г.Бубнова на Балтийском заводе была построена первая боеспособная подводная лодка «Дельфин».

Она имела 20 метров в длину, глубину погружения 55 м, дальность плавания 250 миль в надводном положении под бензиновым двигателем мощностью 300 л.с. и 28 миль в подводном положении под гребным электродвигателем мощностью 120 л.с.. В качестве оружия имелись две торпеды калибром 380 мм.

В октябре 1903 года «Дельфин» успешно прошел ходовые испытания  и был принят на вооружение. Так было положено начало созданию подводных сил России. В 1904-1905 гг. было построено ещё 10 лодок типа «Дельфин». Первые трагические потери российскому подводному флоту принесла лодка «Дельфин», когда в июне 1904 года во время учебного погружения на Неве она затонула, и погибло 25 человек из 37.

Подводников похоронили на Смоленском кладбище. Когда началась Русско-японская война русское командование приняло решение об использовании в этой войне подводных лодок. Началось пополнение флота лодками, в том числе зарубежными. Готовые лодки отправлялись во Владивосток по железной дороге. К концу 1905 года их было там уже 13.

К этому периоду ни одна из стран мира ещё не имела опыта военного использования подводных лодок. Их боевая деятельность свелась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране побережья в районе Владивостока. Только в одном случае подводная лодка «Сом» при несении дозорной службы обнаружила два японских миноносца, ее командир лейтенант В.В.Трубецкой принял решение атаковать противника.

«Сом» погрузилась и начала маневрирование, но японские корабли заметили её и уклонились. Хотя эта атака и не была успешной, но она произвела сильное впечатление на японцев, которые сделали вывод, что русские подводные лодки представляют для них реальную угрозу, в связи с этим отказались от обстрела Владивостока с моря своими крупными кораблями.

Поначалу подводные лодки относились к классу миноносцев. Но 11 марта 1906 года по морскому ведомству Морским министром вице-адмиралом А.А.Бирилевым был подписан приказ № 52, который гласил:

«Государь  Император в 6-ой день марта сего года высочайше повелеть соизволил:

1)Включить… в Классификацию судов военного флота разряды…

б) подводных лодок.

2) Во второй разряд (перечислить) миноносцы «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Окунь», «Макрель», «Сом», «Стерлядь», «Лосось». «Белуга», «Щука», «Пескарь», «Осетр», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Сиг», «Кефаль», «Форель».

Доклад А.А.Бирилева о включении двух дополнительных разрядов в классификацию был утвержден царем устно. Так было узаконено начало создания подводных сил России.

Санкт-Петербург по праву является научно-технической колыбелью всех отечественных подводных лодок, начиная от их зарождения и до сегодняшних дней. Прогресс в строительстве подводных лодок, достигнутый путем внедрения  на них атомной энергетики, поразителен. Пройден путь от примитивного российского «Дельфина» до мощных подводных кораблей.

Генеральный конструктор – начальник ФГУП «ЦКБ МТ Рубин» академик И.Д.Спасский представил в цифрах историю развития подводных лодок за вековой период: подводное водоизмещение увеличилось более чем в 250 раз, скорость подводного хода – в 5 раз, автономность – в 15 раз, время нахождения  лодки в подводном положении – в 180 раз. И это ещё не предел. Наука и техника не стоят на месте, а напротив, развиваются ускоряющимися темпами.

Однако в 90-х годах ХХ века в стране разразился кризис, который охватил все сферы общества. В результате этого были резко сокращены силы и средства ВМФ. Это привело к уменьшению его боевого потенциала в несколько раз. Ухудшились военно-стратегические позиции России в океанских и морских зонах. К большому сожалению, «золотой век» в строительстве подводных лодок закончился ещё в 1992 году.

Флот перестает быть фактором внешнеполитической стабильности страны. В данное время имеется замечательная подводная лодка «Санкт-Петербург», но она только одна, а необходимо иметь стране 50 – 60 таких лодок. Необходимый потенциал для возрождения кораблестроения в стране имеется.

13 марта 2006 года в Большом зале Законодательного Собрания Петербурга состоялась научно-историческая  военно-морская конференция на тему: «Подводные силы России на службе отечеству. История и современность». В ней принимали участие адмиралы и офицеры – подводники, высшие морские учебные заведения, руководители и ведущие специалисты НИИ Военно-морского флота, известные общественные и политические деятели, представители православной церкови и ряд других организаций Санкт-Петербурга.

Участники конференции верят, что тезис «Россия была, есть и будет великой морской державой» не может оставаться только лозунгом. Это должно стать действительностью в обозримом будущем.

Текст составлен по материалам ИА «Росбалт»


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top