Антимикробные нановолокна защищают древнеегипетские папирусы

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Покрывало мумии молодой дамы из Египетского музея Каира. Лен, многоцветные украшения. Фото с сайта epochtimes.de
Покрывало мумии молодой дамы из Египетского музея Каира. Лен, многоцветные украшения. Фото с сайта epochtimes.de
В библиотеках, архивах и музеях мира находятся ценные коллекции античных тканей и папирусов с текстами и рисунками. В Египетском музее в Каире они представляют существенную часть культурных сокровищ страны, и являются важным источником знаний о прошлом. Однако зачастую они состоят из естественных полимеров, таких как целлюлоза, лен или шерсть. Эти материалы подвергаются повреждению микроорганизмами, насекомыми и грибками. Ученые университета Мартина Лютера в Халле-Виттенберге (Германия) в рамках немецко-египетского проекта исследуют, как можно сохранить древнеегипетские сокровища с помощью нановолокна.

В соответствии с сегодняшним уровнем развития науки и техники, после поражения тканей или книг плесенью следует обработка их оксидом этилена — ядовитым химикатом в автоклавах, или же высокоэнергетическим облучением, зачастую γ-лучами. Оба способа имеют значительные недостатки из-за ядовитости или радиоактивного излучения. Этим объясняется потребность в более безвредном и легком способе обработки.

Египетский химик М. С. Ашраф Асран изучил в Институте физики города Халле (кафедра общего материаловедения) нанотехнологию для изготовления нановолокон методом электропрядения. «Нановолокна в 100 — 1000 раз тоньше человеческого волоса, и обладают чрезвычайно большой поверхностью относительно объема, — говорит профессор Георг Х. Михлер из института физики Халле, выполняющий научное сопровождение проекта. — В качестве наночастиц могут использоваться частицы, обладающие антибактериальным действием».

Благодаря контактам с национальным исследовательским центром в Каире (NRC), одной из ведущих научных организаций в Египте, возникла идея применения антимикробных нановолокон для защиты древних египетских произведений искусства.

Для исследования антибактериального и фунгицидного действия покрытия нановолокон опробовалось воздействие нановолоконных тканей с различным процентным составом серебрянных и рашитных наночастиц (рашит уже давно применяется как фунгицидное вещество при консервации и реставрации книг и рукописей) на бактериальные культуры и плесневые грибки. Микробиологические исследования проводились под руководством доктора Маттиаса Дюрра в институте гигиены университета Мартина Лютера.

«Результаты исследовательских работ показали, что полимерные нановолоконные материалы после добавления в них подходящих действующих веществ в состоянии подавить рост микроорганизмов, угрожающих органическим субстратам», — обобщает Михлер.

«Теперь становится возможным заранее оградить от поражений микроорганизмами ценные культурные рукописи на папирусах, шерсти или коже, не так, как ранее, начинать действовать лишь после того, когда повреждения на неповторимых предметах искусства уже очевидны», — подчеркивает Георг Михлер. Полимерные нановолокна могут быть вытканы так тонко, что останутся невидимыми для наблюдателя, и смогут действенно защищать античные произведения.

Дальнейшие исследования необходимы для определения продолжительности срока анитбактериального действия и доказательства пригодности этого способа для сохранения предметов искусства.

Кроме того, следует определить, все ли виды микробов, вызывающих повреждения на книгах, рукописях или материалах, таких, как кожа или шерсть, могут быть предотвращены и устранены применяемыми действующими субстанциями. «Мы охотно продолжим многообещающее сотрудничество с нашими египетскими партнерами из NRC и Египетским музеем в Каире в этой интересной и сложной области», — сказал Михлер.

Версия на немецком

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА