Мир кукол Инары Лиепа

The Epoch Times20.11.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26

Первые фарфоровые куклы с прекрасными чертами лица.


Первые фарфоровые куклы с прекрасными чертами лица.
Свой волшебный сундучок, полный чудес, раскроет сегодня перед нами художник, директор латвийского Музея кукол города Риги Инара Лиепа. Пригласив детей и их родителей к первой стеклянной витрине, за которой на фоне других предметов вы увидите 100-летнего, слегка потрепанного медвежонка, художница-сказочница расскажет вам историю мишки Тэдди. Однажды вновь избранного президента Америки Теодора Рузвельта пригласили на охоту, где его ждал сюрприз на тот случай, если он ничего не подстрелит. К дереву был привязан медвежонок. Но президент отказался стрелять в мишку, попросив его освобождения. Так и появилась игрушка под названием «Мишка Тэдди».

Национальные куклы Латвии.


Национальные куклы Латвии.
«Кому-то кажется, что мир кукол очень таинственный. Полностью согласна. Мои куклы иногда гуляют по ночам — вечером оставил ее в одном месте, а утром она уже вовсе не там. У них, как и у людей, есть характеры, одни добрые, а другие злые. Создавая куклу, каждый сознательно или несознательно вкладывает в нее свою энергетику, поэтому их не должен делать кто попало. Недостаточно быть просто художником. Это как талант, который открывается постепенно или неожиданно. Знаю людей, в определенном возрасте бросивших работу и начавших создавать куклы, к тому же удачно, а созданные производственным путем — бездушные. Один автомат создал ноги, второй — голову, и ребенок к ним так и относится — ломает и не жалеет. На выставках есть куклы, которыми люди не перестают восхищаться. Они излучают тепло, сердечность. Но есть другие, мимо которых хочется быстрее пройти мимо».

Тетя Милда играет в шахматы и рассматривает семейные фотографии.


Тетя Милда играет в шахматы и рассматривает семейные фотографии.
«Иногда по игрушке видно, насколько любимой она была, — рассказывает Инара Лиепа. -У нее испачкан носик — видно часто кормили манной кашей, особенно у мягких игрушек, которые несут детям тепло и свою пушистость. Может быть, это заполняет дефицит ласки, недополученной детьми. Обретая игрушку, будь то мишка или кукла, малыш начинает видеть в ней друга. Если ребенок интроверт или, не дай бог, у него какое-то несчастье, неблагоприятные условия в семье, тогда частенько игрушка является единственным объектом, которому он может доверить свою беду. Это очень серьезно. Если ребенок такую вещь теряет, то для него это большая трагедия».

Декоративные куклы интерьера.


Декоративные куклы интерьера.
«Часто, при знакомстве гостей с экспозицией музея, когда взрослый человек узнает свою любимую игрушку, можно заметить, — продолжает рассказывать Инара, — как он на мгновение замирает, и в нем открывается некая таинственная дверь в детство. Говорят, что куклы — как мост в мир тонких энергий».

Кукла-сфинкс Саши Павловой.


Кукла-сфинкс Саши Павловой.
Когда-то первыми манекенщицами были французские куклы, для которых шили наряды. Этих кукол возили по Европе и показывали коллекции, чтобы дамы могли ознакомиться с новейшими тенденциями моды, а длинноногие стройные девушки на подиумах появились гораздо позже.

Первые фарфоровые куклы были прекрасными, с уникальными чертами лица, подвижными стеклянными глазами, раскрытым ротиком, маленькими зубками и украшениями из настоящих драгоценных камней. Дизайнеры придумывали для них платья, похожие на женские одеяния. Если для дамы шили красивое платье, то и для куклы ее дочери создавали платье из такого же материала, поэтому платья старинных кукол расскажут вам о моде тех времен.

Кукольные дома — это тоже очень интересная отдельная тема. Они обклеены старинными обоями и, глядя на них, можно уловить атмосферу другого столетия. Особой гордостью художницы является подаренный руководителем института Дании Рикки Хельмс уникальный фарфоровый сервиз ее прапрабабушки с синей росписью. «Когда смотрю на него, то представляю себе, как девочки накрывали кукольный стол. Обычно и сервизы, и куклы хранились в шкафу. В повседневной жизни в них не играли. Думаю, что таким образом в девочках воспитывались эстетические ценности. Это было так прекрасно, и очень бы хотелось, чтобы это вернулось. Наверное, поэтому и есть музеи кукол, в которых можно прикоснуться к прошлому… Мне кажется, что через многие годы кому-то покажутся необычными и сегодняшние дни, но, возможно, что такого и не произойдет, потому что мы слишком индустриальные. То, что создано руками, имеет совершенно другую ауру — энергетику. Может быть, поэтому оно и сохраняется».

«Лет тридцать назад на Центральном рижском рынке цыгане продавали медведей, сшитых ими из овечьих шкур. Наверное, шкуры были плохо выделаны, потому что их очень любила моль. Поэтому у меня эти игрушки не сохранились, — вспоминает Инара Лиепа. Сохранилась только побрякушка. Тогда я даже не мечтала коллекционировать куклы. Только в 30 лет пришло понимание и интерес к ним, после работы в Театре Кукол, где занималась сценографией. Тогда начала всерьез воспринимать их, и чем больше погружалась, тем больше понимала, как фасцинирует кукольный мир».

По долгу службы художница часто посещает выставки, чтобы узнать что-то новое из мира кукол, увидеть эксклюзивные модели и поделиться своими. Однажды в Москве был такой случай — к ней подошла женщина и с ностальгическими воспоминаниями попросила прислать куклу Байбу, так как эта была кукла мечты ее детства, которую она так и не получила. На заводе Страуме в Риге когда-то изготавливали этих красивых национальных кукол. Они были дорогими, и не каждый мог позволить себе их купить. Но завод давно закрыли, а куклы разошлись по коллекциям и выставочным залам. «Попробую ей помочь, — говорит Инара, — кое-где их еще можно найти. Если нет, расстанусь с одной из своей коллекции. Я понимаю, насколько это важно для человека, поэтому так сделаю».

С куклой вовсе не обязательно играть. Она может быть частью интерьера, создавая своеобразную атмосферу, тонкое ощущение сказки, как например, красивые дамы и Пьеро, сидящие на лампах, или символизировать какого-то добрейшего родственника, наподобие «тети Милды», обожающей шахматы и частенько заглядывающей в семейный альбом. Инара сделала эти куклы своими руками.

Я обратила внимание на полураздетую куклу с большой головой и сморщенным лобиком. «Это подарок от художницы Саши Петровой, — рассказала Инара. — У нее есть кот редкой породы сфинкс. Мастер-художник Саша разглядела в нем человека и решила таким образом показать людям очеловеченную кошечку, придав кукле характерные черты сфинкса».

«Страшновато выглядишь», — подумала я тогда, глядя на куклу. «Это меня такой сделали, — ответила кукла. — А помнишь сказку «Щелкунчик». Он тоже был не из красивых, но это был заколдованный принц. Я тоже принцесса, не хуже тех шикарных разряженных фарфоровых кукол. Только меня еще не расколдовали!» — пожаловалась мне кукла-сфинкс. «Скорее, ты похожа на голую королеву из сказки Андерсена «Голый король», — ответила я ей мысленно, — наверное, ты была в прошлой жизни глупым королем, который не думал о своем народе, а только о себе, вот и превратили тебя в куклу. Исправляй характер, может, тогда небеса смилостивятся над тобой, и ты опять станешь принцессой», — посоветовала я кукле. Наверное, мои слова задели высокомерную куколку, она фыркнула от недовольства маленьким носиком, обиделась и отвела от меня свои уставшие, покрасневшие от слез, как мне показалось, глаза.

В дальнейшем я узнала много историй о куклах. Самыми старинными магическими куклами считали японских кукол догу, сохранившихся еще с позднего неолита (3000-300 лет до н.э).

Это были глиняные фигурки. У многих из найденных кукол отбита какая-то часть тела. Предполагается, что фигурки пострадали не случайно. У них специально отламывали ту часть, которая была поранена или больна у самого человека.

Магические действия с куклами в своих ритуалах совершали индейцы Северной Америки, Перу, европейцы и индийцы. Во все времена кукольников считали колдунами, которые с помощью кукол способны были нести людям добро и зло. Во многих религиях мира кукла была главным ритуальным предметом, который символизировал конкретного человека, и колдун совершал над ним добрый или злой ритуал. Даже православная церковь в праздничные дни советовала родителям прятать кукол от детей.

Индейцы Перу, например, делали фигурки тех людей, которых они не любили, из смеси жира и муки. Затем они сжигали их на дороге, по которой должен был пройти этот человек. Ритуал назывался «сжечь душу».

Может быть, многие видели популярных японских декоративных кукол, похожих на гейш в красивых кимоно с веерами и зонтиками или напоминающих актеров театра кабуки. Они появились в конце ХYIII века в период ukijo, что означает «промелькнувшее удовольствие».

Индийцы почитали кукол-марионеток kathputli, считая их посланниками богов. Они верили, что их появление было предназначено для помощи людям, через игру кукол высмеивая человеческие пороки. Их с почтением провожали в свой последний путь, пуская по реке, чтобы они вернулись обратно к богам.

На острове Суматра женщина, которая хотела стать матерью, делала деревянную куклу и держала ее каждый день на своих коленях, надеясь, что боги помогут исполнить ее желание иметь ребенка.

На острове Борнео во время чумы люди ставили около дверей домов деревянные куклы и молили бога, чтобы злые духи вселились в них, а не в людей.

На севере России по сей день сохраняется традиция вырезать куклы из дерева. Такая деревянная кукла символизирует дух, который охраняет жилище. Интересно, что когда мастер вырезает эту куклу, нужно сделать только 52 удара стамеской, столько, сколько недель в году. Каждый удар сопровождается пожеланием.

Чукчи делают своих кукол из костей тюленя в строгой форме со сложенными руками на коленях. Эти куклы устанавливают в жилищах в определенных местах. Когда люди собираются на охоту, они намазывают куклы жиром, общаются с ними, прося принести удачу на охоте. Если охота удалась, чукчи кормят и ласкают кукол, если не удалась — бросают их на пол и топчут ногами.

В Британском музее хранится кукла, найденная в Египте в захоронении ребенка. Она датируется примерно с I по Y век н.э. Кукла изготовлена из льна и набита кусочками папируса. В наше время также встречаются тряпичные куклы. Их передают в наследство от матери к дочери. Обычно у таких кукол нет лица, как и у куклы в Британском музее. Считается, что обретя большое сходство с человеком, они могут навредить ребенку, а в кукле без лица злой дух не сможет существовать.

Примечательно, что когда-то такие куклы использовали в любви, чтобы они приносили в дом мир и богатство. Просто испортился сам человек, а кукла стала его оружием мести.
«Никогда не причиняйте боль другому человеку и даже не делайте ничего плохого кукле, — говорит Инара Лиепа, — иначе это вернется к вам в стократном размере!».

__________________________________________________________________________

Ребенок растет и постоянно требует к себе внимания, а нам нужно заняться другими делами, которых уже накопилось немало. Игрушки для малышей – музыкальные, развивающие, увлекательные спасут положение, отвлекая ребенка на какое-то время. Чем интересней игрушки, тем больше у нас дорогого времени.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА